Церкви в переславле залесском и их названия. Переславль-Залесский. Уничтоженные церкви города. Архитектура и внутреннее убранство Знаменской церкви

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Трубежная, д. 7а
Координаты: 56°44"08.0"N 38°50"37.2"E

Содержание:

Неподалеку от исторического центра Переславля-Залесского , с запада, почти сразу за земляными валами древнего города, возвышается новый храм. И хотя он построен недавно, его предшественница – Знаменская церковь имела многовековую историю. Этот храм был связан со многими царственными особами - супругой Дмитрия Донского Евдокией и Петром I. И сейчас в нем создан придел, освященный в память последнего российского императора Николая II и его супруги Александры Федоровны.

История Знаменской церкви

По преданию, именно здесь находилась деревянная церковь, заложенная княгиней Евдокией, супругой Дмитрий Донского. Ее постройкой она хотела отметить свое чудесное спасение во время нашествия на Переславль войск крымского хана Тохтамыша в 1382 году. Событие это произошло в день, когда церковь отмечала рождество Иоанна Предтечи – 7 июля по новому стилю. И новый деревянный храм был освящен в честь этого праздника.

Первое письменное упоминание о церкви Рождества Иоанны Предтечи появляется в житии преподобного Даниила и относится к началу XVI века. Многочисленные реставрации и перестройки привели к тому, что храм этот стал Знаменским, с приделом в честь Рождества Иоанна Предтечи.

В Петровские времена, когда на неподалеку расположенной судоверфи начали строить государев «потешный» флот , к названию церкви стали добавлять «на кораблях». Ведь именно здесь, на левом берегу Трубежа позже хранились петровские яхты и галеры.

В 1788 году вместо состарившегося и обветшавшего деревянного храма была возведена каменная церковь. Деньги на строительство дала Анна Ивановна Маслова, вдова переславского майора. Храм сделали в стилистике местного барокко – восьмерик на четверике. К нему пристроили небольшую трапезную и колокольню. В холодной части этой церкви располагался Знаменский престол, а в теплой – престол в честь Рождества Иоанна Предтечи.

При этом храме в 1863 году начала свою работу первая в городе церковно-приходская школа. Ее основал диакон Воскресенский, который позже более четырех десятков лет учил переславских жителей писать и считать. Прошли годы, и церковно-приходская школа стала женской. А когда в рядом располагавшемся Никольском монастыре открыли большую школу, в Знаменском храме продолжили лишь обучение основам грамоты.

В 30-е годы прошлого века, в годы борьбы советской власти с религией Знаменский храм постигла судьба многих православных церквей. В 1929 году его закрыли, а спустя шесть лет полностью уничтожили. Позже на остатках фундамента был построен винный магазин, который существовал здесь вплоть до 1998 года. Новый храм возводился на деньги переславского предпринимателя Александра Григорьевича Громыко и других благотворителей с 1999 года. И стройка эта шла более 10 лет. Освящение Знаменского храма, тогда еще не полностью достроенного, произошло в 2004 году.

Архитектура и внутреннее убранство Знаменской церкви

Проект новой церкви был заказан архитектору-реставратору Вячеславу Николаевичу Ижикову , живущему в Переславле-Залесском с 1988 года. По его архитектурным проектам в городе были построена также часовня Георгия Победоносца возле завода «Славич» и новый Никольский собор в Никольском монастыре.

Знаменская церковь была выстроена по мотивам русской архитектуры XVII века. Она белая, а декоративные элементы, наличники окон, закомары и пояски покрашены краской красно-кирпичного цвета. Звон новых церковных колоколов считается лучшим в округе. Храм имеет девять куполов и снаружи богато украшен мозаикой. Основная церковь – пятиглавый четверик. К ней примыкает трапезная и высокая колокольня, увенчанная шатровым завершением.

Местные умельцы вырезали для этой церкви два деревянных иконостаса. Но многое пока существует еще только в планах – нужен третий иконостас, не хватает внутренней росписи и предметов для совершения богослужений. Прихожане собирают средства от жертвователей на благоустройство прихрамовой территории и строительство церковной ограды.

Современное состояние храма и режим работы

Знаменская церковь - действующий православный храм. Попасть сюда можно в выходные дни с 8.00 до 14.00. Храмовые и престольные праздники отмечаются в церкви 7 и 17 июля, а также 10 декабря. В церкви открыт предел Николая и Александры, царственных страстотерпцев и Новомученников российских.

Переславль-Залесский — древний русский православный город. В этой статье мы совершим фотопрогулку по монастырям этого благословенного края.

Первое впечатление — это, конечно, озеро. Жизнь на берегу большого водного пространства — хоть и не моря — все же особенная.

Своеобразный климат — постоянный ветер с озера.

Вид на город и Плещеево озеро с колокольни Горицкого монастыря.

Озеро большое — до 9 километров в ширину и до 25 метров в глубину. Вообще, в городе не покидает постоянное ощущение близости большой водной глади. Так всегда чувствуешь себя рядом с некой непривычной и масштабной стихией — горами, морем…


Старое и новое — рядом. Патина времени.

Сгоревшие и покосившиеся дома. Новые гостиницы и свежевыстроенные хоромы.


Улица старого Переславля.

Цветы, в горшках на окнах и цветы, растущие на крышах.



Старый дом.

Храмы, сверкающие новизной и храмы запущенные. На тихих улицах — много детей и бабушек в халатах и тапочках.

В кафе — уже несколько позабытое советское обслуживание. На весьма вкрадчиво заданный вопрос — «- Извините, а третий стакан будет?» получил ответ молодой официантки: «- Ну у меня же две руки!»

Впрочем, вторая официантка была не в пример первой вежливее: «Возьмите, пожалуйста»

В небольшом городе (немного больше 40 тыс.жителей) — 4 действующих монастыря (два мужских и два женских) и 7 (столько насчитал) действующих приходских храмов.

В монастырях открыты для почитания свв. мощи прославившихся там подвижников.

Знаменский храм

Может возникнуть иллюзия, что Переславль в XX веке пострадал мало. Но нет, в годы гонений от безбожной власти погибло 17 переславских приходских храмов — т.е. почти 2/3.


Знаменский храм.

Сейчас на месте разрушенных храмов стоят поклонные кресты. А вот Знаменский храм выстроен заново.

И восстановление продолжается.



Новый колокол у храма Сорока мучеников.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор. В нем крестили св. Александра Невского. Внутри прохладно, прибрано, высоко, пустынно; свод и стены без росписей. Пускают по билетам. Служительница говорит, что храм освящен, но принадлежит музею и лишь иногда там служат.



Спасо-Преображенский собор.

Впрочем, ведь и в знаменитые греческие монастыри в Метеорах пускают за деньги… Содержать-то надо на что-то.

На городских улицах бросается в глаза большое количество подростков лет 10-13 . Прямо на лужайке у Спасо-Пребраженского собора такая ребятня устроила футбольный матч, в котором мой 12летний Иван (большой любитель футбола) тут же принял активное участие.

Владимирский собор

Владимирский собор. У этого храма — богатая и не очень счастливая история.


Владимирский собор.

Строился он как собор Сретенского монастыря, потом стал приходским, потом начал служить городским собором — все же древний Преображенский — совсем небольший… Ну а потом храм был закрыт, стройная колокольня — разрушена и стал собор служить новой власти… хлебопекарней. Сейчас в нем выставка-продажа изделий местных художников. Грубо побеленные стены. Неуютно в исковерканном храме. И только в одном маленьком приделе уже возобновилась молитва…

Храм Петра-Митрополита — изящный, древний, шатровый, середины XVI века.



Храм Петра-Митрополита.

Увы, запертый и запущенный. На крыше прорастают деревья.



Храм Петра-Митрополита. Запустение.

А ведь в храме есть свой новомученик — в 1918 году ее настоятель священник Константин Снятиновский был убит восставшими безбожниками.

Заметно, что сейчас в городе немалая доля населения — православные. Даже в кафе, где мы перекусывали, за соседним столиком оказалась большая православная семья (а точнее, видимо, несколько родственных семей) — с детьми разных возрастов. Радостные простые современные русские люди…

Монастырский Переславль в основном уцелел. В Горицком монастыре когда-то иноком и священником был прп. Димитрий Прилуцкий. В XVII-XVIII века монастырь стал самой масштабной и даже великолепной городской обителью.



Горицкий монастырь. Входные ворота.

Он, никогда не разрушавшийся, ныне находится, увы, в довольно запущенном состоянии.



Горицкий монастырь. Общий вид с колокольни.

В монастыре еще с 1920х гг. размещен художественный и краеведческий музей. Однако, то там, то здесь на крышах пробиваются деревья, облетает покраска стен.


Успенский собор Горицкого монастыря.

Ветшают резные иконостасы, осыпаются росписи собора, Вообще, вид неосвященного храма, куда пускают за деньги, вызывает грусть. Состояние неполноты, разорения, сиротства.


Интерьер Успенского собора

Музей, конечно, прекрасный. Несколько залов больших великолепных икон письма 16го века из Переславских обителей и храмов. Отдельная очень интересная выставка — резных изображений и деревенских домотканых одежд.

Единственной большой утратой монастырского Переславля был собор Никольского монастыря.

Эта обитель в низинной части города основана в XIV веке св. Дмитрием Прилуцким. Посетил его однажды и прп. Сергий Радонежский. С начала 20го века монастырь стал женским.

В годы гонений весь монастырский комплекс был капитально загажен и попорчен. Однако сейчас это самое благоустроенное место города. Собор (в стиле Ростовского зодчества XVI-XVII вв.) был полностью выстроен заново всего несколько лет назад.

Редкий случай, когда новый храм настолько вписался в силуэт древнего города, в монастырский ансамбль.


Собор Никольского монастыря.

С 12 июня нынешнего года в соборе у амвона стоит драгоценный Корсунский Крест — древняя святыня Никольской обители, двухметровое произведение древнерусских ювелиров. Крест выполнен в конце 17 века, покрыт золотыми пластинками, украшен серебряными клеймами с изображением двунадесятых праздников. Он содержит мощи многих святых: Иоанна Предтечи, ап. Павла, свт. Василия Анкирского, мч. Виктора, вмчч. Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, мц. Христины, Марины, русских святых — свт Игнатия Ростовского, блгв. Кн. Василия Ярославского и др.

Сотрудники музея внимательно инспектируют то, как охраняется Крест — как раз при нас монахиня показывала двум сотрудницам музея сохранность пломб на стеклянном ковчеге-киоте.

Также, в монастырском соборе находятся обретенные мощи свв. прп. Корнилия и благов.кн. Андрея Смоленского. Вся территория обители представляет собой большой сад.



Никольский монастырь. Двор.

Никитский монастырь — древнейший, по преданию — еще начала 11го века. Он старше города и построен рядом с Клещиным городищем — предшественником Переславля.


Клещино городище — здесь стоял древний город, предшественник Переславля (ныне — село Городище).

Обитель встретила нас праздничным звоном — скоро должна была начаться вечерняя служба.

Монастырь мужской, не все так прибрано, как в Никольском. Но есть здесь что-то созерцательное, неспешное и очень настоящее… Отъединенность от мира. Тишина и великолепие природы.

Не выгоняют с фотоаппаратами — только просят не фотографировать насельников.

Для женщин приготовлены накидки и юбки.

Сохранилась пещерка прп. Никиты Столпника — прославленного подвижника XII века, бывшего «налогового инспектора» времен князя Юрия Долгорукого.

Мы пришли в храм, в каком-то боковом помещении батюшка беседовал с прихожанином.

В храме — мощи прп. Никиты, древняя икона и вериги святого. К ним прикладываются, храм не пустует.


Никитский монастырь. Часовня над пещеркой прп. Никиты Столпника.

Чувствуется забота о паломниках. Открыта общедоступная трапезная. Там можно подкрепиться чаем, квасом, пирожками и еще очень вкусной никитской коврижкой, а при желании купить монастырскую сметану и мед.

Уезжать явно не хотелось…


Церковь Сорока мучеников

Адрес: ул. Левая Набережная, 165

На левом берегу реки Трубеж, в самом ее устье возвышается каменный храм в честь Сорока мучеников с пределом Рождества Богородицы.

р. Трубеж и церквоь Сорока мучеников

Церковь существовала в начале XVII столетия; в патриарших окладных книгах 1626 г. написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничтих гривна».

В 1652 г. при этой церкви была построена другая тёплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 г. в приходе, при этих церквах, записано 82 двора, а в переписных книгах 1703 г. значится при них священник Иоаким Семенов, в приходе 82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен.

В 1726-1727 гг. обе церкви - и холодная и тёплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и, по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а тёплая - в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 году, на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных построен каменный храм, ныне существующий.

Престолов в нём два: в холодной в честь Сорока мучеников, а в приделе тёплом - в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 году построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…»

Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Св. Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». Подобная же надпись эта 1734 г. есть и на Служебнике.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедныя росписи с 1809 года.

Особого причта при этой церкви нет; богослужение и требы отправляет причт Введенской церкви, к которой данная церковь приписана с 1873 года.

В приходе по клировым ведомостям числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные.
Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 году отобрана в ведомство, в котором состоит Рыбная слобода.

Церковь Сорока мучеников Севастийских

С 1895 по 1907 гг. в храме Сорока мучеников Севастийских совершал своё служение Евгений Елховский. Трудами Священномученика в храме появились настенные росписи, храм во многом преобразился. Мученическая кончина за Христа протоиерея Евгения Елховского последовала 29 октября 1937 года.

В 30-х годах, несмотря на большой приход (150 человек), храм был закрыт. Последнего священника протоиерея Леонида Гиляревского расстреляли.
В последствии в храме располагались библиотека, слесарные мастерские, а в последнее время спасательная станция.
В 1995 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея храм Сорока мучеников Севастийских вновь был открыт, в храме возобновились богослужения.

Адрес: ул. Гагарина, 27

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери находится в западной части города и соседствует со Свято-Никольским монастырем.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Церковь построена в XVII в. (1694-1705 гг.) на средства царевны Натальи Алексеевны и входила в ансамбль храмов существовавшего да 1764 года Борисоглебского монастыря.


Церковь Симеона Столпника

Адрес: ул. Ростовская, 16

Церковь Симеона Столпника

Симеоновская церковь, построенная в стиле провинциального барокко, является украшением центральной части города.

Церковь с главным престолом в честь святого Симеона Столпника существовала уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах под 1628 годом отмечено: «церковь Симеона Столпника, дани три алтына с денгою, десятильничих гривна».

В 1717 году при Симеоновской церкви устроена была тёплая церковь и освящена во имя святого Николая Чудотворца. В 1724 году во время великого пожара, от которого в Переславле сгорели «многия святыя церкви и множество дворов и торговые ряды, все без остатку», сгорела и Симеоновская церковь с тёплою трапезою. Из прошения, поданного в синодальный казённый приказ священником этой церкви Сергием Стефановым с приходскими людьми, видно, что при этой церкви было два придела: в честь Рождества Христова и Феодора Стратилата, что она «построена была обещанием блаженныя памяти царя Феодора Алексеевича», что вся церковная утварь сохранилась от пожара. Но вследствие «малоприходности» в 1726 году синодальный казённый приказ определил приписать Симеоновскую церковь к Сергиевской.

Священник, вопреки этому распоряжению, просил разрешить построить на погорелом месте новую церковь, ссылаясь на то, что выстроить её обещается прихожанин ратман Пётр Маликов, он же обещается довольствовать священнослужителей «против указу и духовнаго регламанту», что он, священник, имеет от своих прихожан «довольствие своё безнужное». Просьба священника была уважена, и в 1728 году церковь была выстроена и освящена протопресвитером Преображенского собора Феодором Потапьевым.

В 1771 году, с разрешения преосвященного Геннадия, епископа Переславского, на средства прихожан начата постройкою каменная церковь, сохранившая свой первоначальный наружный вид и до настоящего времени. Церковь эта пятиглавая, двухэтажная, алтарь имеет три выступа; посредине церковных стен идёт пояс, отделяющий верхний этаж от нижнего; по углам гладкие столбики, высеченные из кирпича; у окон наличники с карнизами, а над ними лепные лики Ангелов; у окон верхней церкви железные одиночные затворы. Алтарь отделяется от храма каменною стеною.

Престолов в церкви и в настоящее время, как и прежде, два: в верхней церкви во имя преподобного Симеона Столпника, в нижней во имя святого Алексия, человека Божия.

Адрес: ул. Плещеевская, 13 а

На месте настоящей церкви с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы в XVII столетии стояла церковь Пятницкая. Это видно из того обстоятельства, что в книгах патриаршего казённого приказа сначала упоминается Пятницкая церковь, а потом на том же месте значится Покровская церковь, и оба эти названия чередуются, очевидно, потому, что они равнозначащие.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В 1628 году в патриарших окладных книгах записано: «церковь святые Христовы мученицы Пятницы, на посаде, дани семь денег, десятильничих гривна». В писцовых книгах 1653 года при этой церкви значится двор попов и в приходе 39 дворов. В 1659 году здесь построена новая церковь, которая была уже освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К 1730 году церковь святой великомученицы Пятницы уже обветшала, полы в ней все опустились и служить стало невозможно. Поэтому прихожанам было разрешено построить новую церковь, которая и была затем освящена игуменом Борисоглебского монастыря Пахомием.

Колокольня церкви Покрова Пресвятой Богородицы

В 1789 году, вместо бывшей доселе деревянной церкви, на средства секретаря уездного суда Д. Тольского и купца П. Быкова устроен каменный храм, существующий и в настоящее время. Освящён он был на антиминсе, взятом из упразднённой Петропавловской церкви. Наружный вид храма без существенных изменений сохраняется и доселе.

Престолов в церкви в настоящее время два: в холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе тёплом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Адрес: ул. Трубежная, 7 а

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

С 1628 года на этом месте стояла церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Эта церковь существовала ещё в начале XVI века и упоминается в житии преподобного Даниила. Она напоминает о себе приделом к церкви.

Колокольня церкви Знамения Пресвятой Богородицы

В 1788 году вместо этой деревянной церкви «вкладчицей вдовой майоршей Анной Ивановой Масловой» построен каменный храм. Престолов в церкви было два: в холодной в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в приделе тёплом в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Поскольку я выставила довольно много тем о Переславле-Залесском (их все можно увидеть в разделе "Путешествуем сами"), то думаю не лишней будет и эта тема, об уничтоженных церквях города.

Духовская церковь, ХVIII в.

Церковь во имя Святого Духа была одноглавой и одноэтажной, с пристроенной трехъярусной колокольней и расписанная внутри «живописными картинками на масле». Ее возвели по просьбе прихожан в 1788 году на месте сожженного в Смутное время одноименного мужского монастыря, некогда располагавшегося напротив восточного пролома городского вала.
Духовская церковь просуществовала в Переславле вплоть до первой трети ХХ века, а теперь на ее месте стоит просторный деревянный одноэтажный дом.

Троице-Сергиевская церковь, ХVIII в.



Не сохранившаяся до нашего времени величественная двухэтажная Сергиевская церковь была сооружена в Переславле в 1782 году на месте деревянного храма и располагалась у центрального городского перекрестка. По определению специалистов, эта церковная постройка являлась«наиболее интересным в историко-архитектурном отношении зданием города данной эпохи». Но особенно примечательным был великолепный резной иконостас стиля позднего барокко, украшавший храм внутри.
Однако в 1930-е годы Троице-Сергиевскую церковь разобрали по причине расположения на перекрестке четырех проездов. Теперь на этом месте стоит крест.

Церковь Иоанна Богослова, ХVIII в.


Богословская церковь появилась в Переславле на месте одноименной деревянной в 1777-1796 годах и располагалась на правом берегу реки Трубеж. Она была одноглавой и представляла собой четырехгранный столп с полукруглой апсидой и пристроенной трехъярусной колокольней. В начале ХХ века ее посещало около двухсот переславцев с близлежащих улиц.
В советские годы в храме Иоанна Богослова выпекали хлеб. Пустовавшую церковь разобрали уже в 1960-е годы, построив на ее месте цех вышивальной фабрики «Новый мир».

Князь-Андреевская церковь, ХVIII в.


Церковь во имя Князя Андрея Смоленского стояла сразу за древним валом, вблизи южных «Никольских» ворот. Некогда ее возвели на месте древней деревянной Никольской церкви, тесно связанной с молитвенным подвигом почитаемого в Переславле святого князя Андрея Смоленского.
Каменный Князь-Андреевский храм, датированный до 1764 года, соединялся с колокольней, и в нижнем из трех ее ярусов была устроена паперть, через которую проходили в церковь.
Несмотря на усилия переславцев, эту старинную православную святыню разобрали в 1930-е годы. Обретенные мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского сегодня покоятся в Свято-Никольском женском монастыре.

Князь-Владимирская церковь, конец ХVIII – нач. ХIХ вв.

Владимирская церковь, выстроенная в Переславле в период с 1791 по 1803 годы, еще столетье назад украшала Народную, в прошлом Базарную, площадь. Как и большинство храмов древнего города, в камне ее отстроили на месте обветшавшей деревянной церкви. В архитектурном отношении новая церковь была типична для своего времени и не представляла большого интереса.
Позднее, в советский период, это обстоятельство и повлияло на решение городских властей разобрать «на кирпич» церковь Князя Владимира, затруднявшую движение на площади в базарные дни. В настоящее время приблизительно на месте этого храма располагается здание городской администрации.

Варваринская (она же Крестовоздвиженская) церковь, ХVIII в.

Церковь во имя Великомученицы Варвары с приделом Воздвижения Креста Господня существовала в Переславле с незапамятных времен, однако первоначально она была деревянной. Каменной, но уже в честь Воздвижения Креста Господня, ее отстроили «по просьбе священника и прихожан» в 1785 году.
Эта церковь возвышалась напротив усадьбы Темериных и хорошо просматривалась с центральной улицы. По архитектуре она была типичной для своей эпохи, однако имела и неповторимые черты.
Тем не менее, Крестовоздвиженскую церковь разобрали в советское время, предполагая употребить ее кирпич на постройку городской бани.

Ильинская церковь, ХVIII в.
Святой проповедник Илия исстари на Руси принадлежал к самым популярным и любимым святым на Руси. Ильинская церковь в Переславле с давних пор существовала на берегу реки Трубеж в древней и живописной Рыбной слободе. В 1780-е годы ее возвели в камне и украсили внутри четырехъярусным резным позолоченным иконостасом.
По определению специалистов ХХ века, церковь во имя Святого пророка Илии представляла большой историко-архитектурный интерес, и ее следовало сохранить, но по плану картоиздательства СССР подлежала сносу и потому была утрачена.

Введенская церковь, конец ХVII – нач. ХVIII вв.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы живописно возвышалась на правом берегу в устье реки Трубеж и в комплексе с сохранившейся до наших дней церковью Сорока мучеников создавала изумительный по своей красоте пейзаж. Но еще ранее, в конце XVII века, Введенский храм был частью существовавшего здесь архитектурного ансамбля одноименной женской обители, упраздненной в 1764 году по указу императрицы Екатерины II.
Введенскую церковь закрыли в 1929 году, а через несколько лет разобрали. Уцелевшие до наших дней резные царские врата главного ее иконостаса и икона «Введение во храм» ХVI столетия являются одними из наиболее ценных экспонатов в коллекции Переславского музея-заповедника.

Вознесенская церковь, ХVIII в.
Церковь Вознесения Христова находилась в восточной части Переславля на невысоком холме. Рядом соседствовало Товарищество Переславской мануфактуры (ныне ОАО «Залесье»), и церковь была одним из приходов этой фабрики.
В давние времена при Вознесенской церкви действовал монастырь, который впервые упоминается в 1635 году. Его упразднили в ХVIII столетии как один из небогатых монастырей в Переславле. В 1930-е годы плачевная участь постигла и Вознесенскую церковь – этот храм разобрали «на кирпич», построив на его месте пятиэтажный жилой дом.

Златоустовская церковь, нач. ХIХ в.
История появления и утраты Златоустовской церкви типична. Она повествует, что в далекие времена, не позднее начала ХVII столетия, в Переславле, прямо у дороги, появился еще один храм, сначала в дереве. Он был назван в честь Святителя Иоанна Златоуста. Спустя пару столетий, за 1803 –1820-е годы, эту церковь, с приделом Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, переславцы отстроили в камне. Число ее прихожан в начале ХХ века составляло более 160 человек.
В антирелигиозные 1930-е годы Златоустовскую церковь сломали как «менее ценное в архитектурном отношении сооружение». На ее месте теперь располагается одноэтажное здание столовой «Визит».

Церковь Рождества Богородицы (она же Козьмодемьянская), ХVIII в.


Козьмодемьянская церковь, сначала деревянная, издавна в Переславле находилась в западной части Базарной (ныне Народной) площади. Согласно документальным источникам, рядом некогда располагалась и другая, вероятно, теплая, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, обветшавшая к 1722 году.
В 1770-е годы вместо двух деревянных церквей «на средства разных доброхотных дателей» построили каменную двухэтажную церковь, которая получила имена обоих прежних храмов.
Как и многие другие храмы России, эта церковь оказалась разобранной в 1930-годы. На ее месте сейчас стоит памятный крест.

Филипповская (Успенская) церковь, ХVIII в.


Филипповская церковь стояла на берегу реки Трубеж у «живого» моста. Ее заложили на месте деревянной в 1775 году. Однако новую церковь освятили уже в честь Успения Божьей матери, а приделу дали имя Святого Апостола Филиппа.
Эта постройка относилась к категории церковных зданий «весьма характерных для своей эпохи ХVIII века с индивидуальными особенностями», а ее расположение не мешало движению. Несмотря на это, Филипповскую церковь все же разобрали «на кирпич» по причине нехватки в городе строительного материала.

Предтеченская (Усекновенская) церковь, ХVIII в.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, стоявшая еще в начале ХХ века на пересечении улиц Комсомольской (Владимирской) и Кузнецова (Предтеченской), хорошо просматривалась с центральной дороги. Она появилась на месте одноименной деревянной в 1735 году благодаря усилиям прихожан, среди которых было «купечества, посадских людей и разночинцев 42 двора…» Новая церковь по своей архитектуре выделялась редким среди переславских храмов типом классицизма.
Ее разрушили согласно плану картоиздательства СССР в первой трети ХХ столетия как памятник II категории.

Христорождественская церковь, конец ХVIII в.
О существовании в Переславле у западных ворот городского вала церкви Рождества Христова было известно еще в ХV столетии. В давние времена здесь находился одноименный мужской монастырь, позднее упраздненный и приписанный к Троице-Данилову монастырю как «осадный двор». Каменную Христорождественскую церковь возвели на средства дворянки Самсоновой в 1797 году. Позднее, с 1889 года, при храме располагалась церковно-приходская школа, где обучалось более 50 детей.
В годы советской власти эта переславская церковь разделила трагическую участь многих других храмов России.

Владимирская церковь (кладбищенская), ХVIII в.
Пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы Божьей матери была построена на средства купца П. Н. Ножевникова во второй половине ХVIII века в переславской Борисоглебской слободе, на старом городском кладбище.
До этого времени здесь издавна располагалась мужская Борисоглебская Надозерная обитель, ставшая в XVII столетии Патриаршим домовым монастырем.
При Владимирской бесприходной церкви незадолго до ее утраты существовала богадельня, в которой проживали несколько человек. Храм, богадельню и остатки монастырской стены разобрали уже в советское время.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!