Плюсы и минусы финансовой реформы александра 2. Финансовые реформы Александра II. Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Кафедра Экономики и Финансов

Специальность Экономика и управление на предприятии

по дисциплине «Отечественная История»

Реформы Александра Второго

Выполнил:

студент 1 курса

Проверил:

Доцент кафедры истории и культурологи, кандидат исторических

Каменчук Николай Иосифович

Иваново, 2010

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ……………..…………………………..…………4

Биография Александра………………………………………………………4

Первые годы царствования………...………………………………………..5

ГЛАВА 2. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70Х ……………………………….……....6

Необходимость реформ………………………………………………………6

Земская реформа………………………………………………………………7

Городская реформа…………………………………………………………..11

Судебная реформа………………………………………………………...…12

Военная реформа…………………………………………………………….17

Реформы в области просвещения, печати и церкви……..……………..…33

Финансовая реформа……..………………………………………………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...…46

Введение.

Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I. Действительно, политическое и военное положение России в эту пору было близко к катастрофическому. Новому государю досталось тяжелое наследство. От царя ждали ответа. Александр дал его.

Когда говорят о реформаторской деятельности Александра II, то, как правило, прежде всего имеют ввиду шесть законодательных актов, приведенных в жизнь императором: отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления, городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии. Эти реформы совершенно заново построили жизнь русского народа, создали новые отношения между общественными классами, внесли новые представления о взаимоотношениях между обществом и государством. Отношения эти строились на началах свободы и демократизма и выделили царствование императора Александра II, как новую эпоху в русской жизни.

В первой главе я обратила внимание на личность Александра Николаевича и первые годы его правления. Без биографии и понимания личности человека судить о его поступках невозвозможно.

Вторая глава посвящена «Великим реформам» 1863-1874 годов. Предпосылки их создания, развитие и взгляд.

И, наконец, в заключение я подвела итоги реформ Александра II.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ.

Биография Александра II.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы

Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт

В.А. Жуковский. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными

делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года - и

При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19

февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было

освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок

общественного крестьянского управления. По Судебной реформе 1864 года

судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и

законодательной. В гражданских и уголовных процессах были введены начала

гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. В 1874 году

вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной

службы с низших сословий. В это время были созданы высшие

общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и

Киеве), основаны 3 университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский

(1865 г.) и Томский (1880 г.). В 1863 году было принято положение об

освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а

также некоторых книг. Проводилась постепенная отмена исключающих и

ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после

подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно

перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских

циркуляров. Следствием этого явился подъем демократического движения в

стране, приведший к революционному террору. Император Николай I оставил

своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и

подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено

покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен

Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому - Уссурийский (1860 г.). В 1864

году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого были

захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и Ферганскую

область (1873 г.). Русское владычество распространилось вплоть до вершин

Тянь-Шаня и до подножия Гималайского хребта. В 1867 году Россия продала США

Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике

России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878

гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось

провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила

часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и

денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. Кроме того, к России были

присоединены Ардаган, Карс и Батум с их округами.

в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в

Петропавловском соборе.

Первые годы царствования.

предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации,

три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки,

начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание

разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим

заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам

польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и

набор между последними приказано производить на общих основаниях; был

разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь

преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование

Александра II.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать

последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении

внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза",

руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом

приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать

войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом он

продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем

политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось

впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на

практике это оказалось не так:"повеяло мягкостью и терпимостью,

характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные

стеснения с печати;университеты вздохнули свободнее. . . ", говорили, что

"государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. "В

действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом

бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения

всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах

программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему

сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания

фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и

совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует

в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и

всякой полезной деятельности. "

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера - доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. А.Ф. Тютчева метко определила эту особенность натуры Александра II: «его сердце обладало инстинктом прогресса». Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Его характер, воспитание, миропонимание способствовали адекватной оценке сложившейся ситуации, принятию нетрадиционных решений, а отсутствие фанатизма, приверженности жесткой политике не мешало искать выход на новых путях в рамках самодержавно-монархического строя и, оставаясь верным заветам предков, короне, начать достаточно радикальные преобразования.

ГЛАВА 2. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70Х ГОДОВ.

Необходимость реформ.

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки

Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите статью Финансовые реформы Александра II – кратко из Учебника русской истории академика С. Ф. Платонова

Ввиду сложившихся в 1862–1863 гг. условий легко могло возникнуть предположение, что торжествующая реакция прекратит осуществление предположенных преобразований. Этого, однако же, не случилось. В проведении реформ, правительство оставалось по-прежнему непосредственно заинтересованным. Без некоторых из них оно технически не могло бы управлять страной, другие были необходимы для поддержания и развития культурной и экономической жизни страны. В этом отношении урок, данный Крымской войной, не потерял еще своего значения. Наконец, перед финансовыми сферами Западной Европы правительство не могло не выполнить программы, данной в приведенном циркуляре Горчакова. Правительству предстояло показать верность своему лозунгу: «Ни слабости, ни реакции», и оно действительно не только тотчас по усмирении польского восстания, но еще и раньше, в самый его разгар, – тотчас после расправы с революционными проявлениями в Петербурга, – принимается за продолжение реформаторской деятельности.

Но теперь из-под этих реформ в значительной мере было вынуто то широкое демократическое основание, на котором сходились в 1861 г. и тверское дворянство, и «Современник», и Иван Аксаков в своем «Дне».

Правительство тогдашние реформы разрабатывало уже чисто бюрократическим путем: в недрах своих канцелярий, особых комитетов и комиссий. Правда, вырабатывавшиеся и этим путем проекты нередко печатались и довольно широко рассылались для отзыва компетентным лицам, а также подвергались открытому обсуждению в журналах, но все это совершалось уже далеко не с тем настроением, с каким проходила крестьянская реформа. Из последующих реформ первой по времени была финансовая. Преобразования, предпринятые в этой области, были немаловажны и по своему содержанию напоминали тот финансовый план, который еще в 1809 г. был составлен Сперанским . Дело и теперь коснулось в конце концов не переложения податного бремени с одних плеч на другие, не прямого облегчения положения податных классов и не привлечения к несению прямых налогов достаточных классов – хотя, впрочем, в этом смысле задумывались, отчасти в связи с крестьянской реформой, кое-какие преобразования, и в 1859 г. была образована даже особая податная комиссия, которая разрабатывала вопрос об управлении и упорядочении системы прямых налогов, но она работала чрезвычайно медленно, и результаты ее работ обнаружились только в 70-х годах, да и то неудачно.

Финансовые реформы, проведенные в 1862–1866 гг. главным образом В. А. Татариновым, касались больше всего упорядочения того государственного аппарата, которым действовало государственное хозяйство. В этом смысле достигнуты были довольно значительные результаты. В. А. Татаринов, который был одним из честнейших и способнейших сотрудников Александра II, еще сравнительно молодым человеком был в 1856 г. командирован за границу для ознакомления с формами и способами ведения финансового хозяйства в других государствах. Тщательно изучив это дело, он и явился главным реформатором нашего финансового управления. Выработанные им меры были направлены прежде всего на прекращение тех злоупотреблений, которые процветали в отношении казенных средств в отдельных ведомствах, и на ограничение и даже на уничтожение того хозяйственного произвола, которым пользовалось каждое министерство, ибо в руках почти каждого министерства сосредоточивались тогда весьма крупные суммы в виде остатков от прежних ассигнований, а также в виде ассигнований, которые делались на одно, а расходовались на другое, причем благодаря существовавшему порядку отчетности эти суммы нельзя было даже учесть, и они никем, в сущности, и не проверялись. Понятно, какую возможность всяких злоупотреблений представляло это положение вещей. Чтобы избавиться от этих порядков, Татаринов прежде всего предложил систематически проведенную централизацию государственного хозяйства. Все распоряжение средствами казны должно было быть сосредоточено в руках министра финансов. Ответственным распорядителем всех государственных средств, всех доходов и расходов отныне являлось не каждое министерство в отдельности, а министр финансов, все действия которого подлежали учету и контролю Государственного контроля, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были, в виде государственной росписи, проходить ежегодно через Государственный совет. Ранее бывшая секретной, эта роспись с 1862 г. начала публиковаться во всеобщее сведение, что составило, конечно, в отношении поддержания нашего кредита довольно решительный шаг.

Затем наряду с этим было создано так называемое единство кассы, т. е.уничтожены были все самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств и каждая казенная копейка должна была быть с тех пор проводима через кассу Министерства финансов, от которой только и могли идти ассигнования на нужды отдельных ведомств, ассигнования, которые должны были соответствовать государственной росписи, прошедшей через рассмотрение Государственного совета, причем исполнение этих ассигнований контролировалось Государственным контролем.

Государственный контроль решено было преобразовать, причем сам Татаринов был поставлен во главе этого ведомства, и оно было преобразовано не только в смысле лучшего контроля за исполнением государственной росписи, но и в смысле контролирования всего счетоводства и всех казенных расходов как в центре, так и на местах. Для учета на местах были образованы особые контрольные палаты, которым была дана полная независимость от общей администрации, т. е. от губернаторов в губерниях и от начальников отдельных ведомств, и которые могли, таким образом, совершенно свободно и независимо осуществлять действительный контроль и документальный учет всех расходов казны на местах.

Наряду с этими реформами, улучшившими коренным образом существовавший аппарат финансового управления, была принята еще и другая важная финансовая мера – это учреждение Государственного банка, который, с одной стороны, заменил собой дореформенные кредитные учреждения, чересчур неповоротливые для новой, развивающейся экономической жизни, и которому, с другой стороны, была придана особая функция – способствовать развитию кредита торгово-промышленных предприятий. Банк этот являлся учреждением, финансирующим торгово-промышленные предприятия.

Наконец, уничтожены были с 1863 г. винные откупа, чем изменена была коренным образом одна из самых важных статей государственной эксплуатации народного потребления, т. е. косвенного обложения спиртных напитков. Доходы от продажи питей всегда составляли львиную долю в нашем бюджете; но правительство до того времени колебалось только между двумя системами их эксплуатации. Одной из них являлась система непосредственной монополии производства и продажи питей при помощи казенных учреждений, причем, как мы видели, процветали феноменальные злоупотребления, которые и заставили в свое время Канкрина возвратиться к системе откупов, упраздненной перед тем Гурьевым. Но система откупов действовала не менее развращающим образом на всю местную администрацию. Откупщики систематически подкупали все местное чиновничество.

Этот подкуп делался почти открыто, он не имел характера специальных взяток, это было просто назначение дополнительного жалованья из кармана откупщика в виде прибавки к тому жалованью, которое получали чиновники от правительства, так что каждый чиновник получал два жалованья – одно от казны, другое от откупщика, причем размер второго иногда превышал размер первого. Ясное дело, что эти чиновники не могли не относиться снисходительно и любовно ко всем действиям откупщиков, каковы бы они ни были, и, таким образом, на откупе было не только винное хозяйство, но и вся местная бюрократия. Правительство имело слабость терпеть эту растлевающую систему, потому что оно сознавало недостаточность окладов чиновников и при скудости своих средств не могло существенно их увеличить. Таково было казенное дореформенное хозяйство.

В 1863 г. система откупов была отменена, причем она не была заменена казенной монополией, как при Гурьеве, а была вместо нее введена вольная продажа питей каждым желающим, причем только каждая посудина с вином или водкой и каждый питейный дом, равно и каждый винный склад, были обложены: первая – особым акцизом, а вторые – особым патентным сбором. Сборы эти собирались и учитывались на местах особыми учреждениями – акцизными управлениями, служебный персонал которых хорошо оплачивался и набирался, по возможности, из людей образованных.

Чтобы закончить отдел финансовых преобразований 60-х годов, я скажу еще, что параллельно с проведением этих реформ были введены некоторые улучшения и в личном составе высшего финансового управления. Ибо правительству удалось наконец прежних непригодных министров, какие были в начале царствования Александра, как Брок и Княжевич, заменить более молодым и способным человеком М. Х. Рейтерном , который возбудил при своем назначении в обществе большие надежды. Этим надеждам он, правда, далеко не удовлетворил, как оказалось впоследствии, но все же при нем финансовое управление пошло несколько лучше. Во главе нового акцизного управления поставлен был честный, талантливый и энергичный администратор К. К. Грот .


О финансовых реформах см. Головачева «Десять лет реформ». СПб., 1903; Татищева «Император Александр II, его жизнь и царствование», т. II, стр. 162 и след.; Блиох. «Финансы России в XIX в.», т. II; «Министерство финансов 1802–1902», т. I. СПб., 1902; «Записки А. И. Кошелева». Берлин, 1884.

Финансовые реформы 1860-х годов – буржуазные реформы, основная цель который заключалась в преобразовании финансовой системы страны, чтобы она была способна встать на путь капитализма.

Предпосылки финансовых реформ

Проведенная в 1861 году крестьянская реформа оказала огромное влияние на экономику страны. Прежде всего, Российская Империя нуждалась в огромных кредитах, которые необходимы были для осуществления выкупных операций (крестьяне получали землю при раскрепощении), однако необходимого количество золотовалютных запасов не было, так как страна находилась в стадии кризиса. Деньги также нужны были развивающейся промышленность и транспорту. Огромный дефицит бюджета рос с каждым годом, чтобы покрыть его страна брала займы и осуществляла выпуск дополнительных казначейских билетов (денег), что в итоге привело к ослаблению национальной валюты. Это грозило стране еще большим экономическим кризисом.

Еще до проведения крестьянской реформы был учрежден Госбанк (1860 год), который и должен был стать главным центром осуществления выкупной операции. Для того, чтобы процесс прошел нормально, государство вынуждено было выплачивать выкупные суммы, используя государственный займ. Крестьянин получал ссуду для того, чтобы выкупиться у помещика, которую потом выплачивал в течение 49 лет. Это привело к тому, что внутренний долг страны значительно возрос.

Для того, чтобы крестьянская реформа не повлекла за собой серьезных последствий для экономики, было принято решение одновременно провести и финансовую реформу.

Основоположником реформ стал В.А. Татаринов. Его проект реформ был направлен не столько на преобразование финансового аппарата государства, сколько на упорядочивание его работы. Ознакомившись с финансовым управлением в ведущих европейских странах, Татаринов предложил ряд преобразований, которые должны были существенно снизить процент злоупотреблений государственными средствами в некоторых ведомствах, а также уничтожить полностью хозяйственный произвол, который царил в министерствах (денежные средства, курсирующие между разными министерствами и отделами, зачастую просто «терялись» и их нельзя было учесть).

Начало реформы было положено 22 мая 1862 года, когда были введены «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. Общая смета расходов всего государства сначала составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась сначала государственным советом, а затем и самим императором, после чего принимала статус официального закона. В этом же году государственная смета(роспись) стала публиковаться для общего доступа.

В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. Из этих касс средства, в соответствии с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями, расходились по различным ведомствам и шли в оплату расходов. Благодаря этим реформам, существенно возросло значение государственного контроля над финансами, деньги больше не исчезали в недрах министерств, а законность всех расходов тщательно проверялась специальными органами. Отчет об операциях предоставлялся в Государственную Думу.

В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.

Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы.

Налогообложение было разделено на две части – неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.

Созданная система дала хорошие результаты, однако они не могли бы быть достигнуты, если бы не ряд увольнений, проведенных в финансовых министерствах. Император уволил часть старых чиновников и заменил их новыми, более образованными и неподкупными людьми. Это помогло реформам сработать быстрее.

Итоги и значение финансовых реформ

Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной – велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.

Однако нельзя сказать, что финансовые реформы были слишком успешны. К сожалению, как и многие другие реформы того времени они были слишком непоследовательны. Наряду с появление строго контроля финансовой системы государства, в России все еще оставались такие пережитки прошлого, как подушная подать (налоги), а государственный контроль распространялся не на все органы. Кроме того, запланированная денежная реформа (предполагался размен бумажных денег на золото и серебро) так и не была проведена из-за недостатка металла.

Период правления Александра II ознаменовался политическими реформами, которые без преувеличения стали судьбоносными для Российской империи.

Необходимость таких политических преобразований была вызвана тяжелым положением России, в связи с поражением в Крымской войне, наличием крепостного права, тормозящего развитие экономики государства.

В перечень основных реформ входят:

  1. Крестьянская.
  2. Финансовая.
  3. Реформирование системы местного самоуправления.
  4. Переустройство судебных органов.
  5. Военные реформы.

Положительные результаты реформирования

Самой существенной является крестьянская реформа, которая в 1861 году открыла список преобразований и отменила крепостное право. Получение личной свободы и возможности брать в аренду земельные наделы, способствовало развитию рынка труда . Крестьяне приобрели право свободного выбора профессии. Земля передавалась в пользование общине, и все права имеет местное самоуправление.

Суть земской реформы (1864 год) состояла в том, что решение вопросов местного хозяйства, взыскания налогов, утверждение бюджета передается выборным уездным и губернским управам. Эти выборочные учреждения должны были заниматься обеспечением и развитием начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания. Естественным продолжением реформы местного самоуправления является городская, которая заменила сословные управления городами, выбранными думами. Плюсами реформирования земства можно считать повышение уровня образования за счет открытия огромного количества земских школ. Значительно улучшилась система здравоохранения. Строительство в больших количествах земских больниц, школ привело к образованию «третьего элемента» из врачей, учителей, агрономов. Кроме того, создание инфраструктуры в ближайших населенных пунктах, строительство дорог, медучреждений, школ способствовало ускоренному развитию промышленности.

Начало образовательной реформы было положено императором уже в первые годы его правления. Реформирование коснулось не только университетской среды, но затрагивало также и средний уровень образование. Кроме классических гимназий, широкое распространение в шестидесятых годах XIX века получили реальные училища. Новые правила дали возможность получать образование крестьянским детям. Созданная система женского образования обеспечила широкий доступ женщин к образованию. Новый закон о печати снизил уровень цензуры.

Судебная реформа, предусматривающая создание системы судов из мировых и общих, обеспечила более эффективное судопроизводство . Внедрение суда присяжных, публичность и гласность судебных заседаний с участием адвокатов, независимость судей оказали сильное влияние на прогресс в общественной жизни и всего государственного строя.

Проведение военной реформы, которое длилось с 1861 по 1874 год, завершилось уставом о всеобщей воинской обязанности, полностью изменив порядок призыва на военную службу. Теперь вместо рекрутского набора воинская повинность распространяется на все сословия. В армии были отменены телесные наказания, военные поселения упразднялись, а в учрежденные военные гимназии и юнкерские училища принимались лица всех сословий.

Минусы реформ Александра II

Несмотря на положительный эффект от внедрения реформ, касающихся практически всех сторон жизни России шестидесятых — семидесятых годов XIX столетия, они не были лишены недостатков и существенных просчетов. Проведение крестьянской реформы не дало крестьянам главного – земли. Кабальные условия выкупа земли для большинства бывших крепостных были грабительскими и способствовали резкому расслоению деревенских общин. Земская реформа считается по духу и характеру буржуазной. Однако присутствие на заседаниях в основном представителей высших звеньев общества позволяло игнорировать интересы низших сословий . Порядок голосования, когда земледельцы и крестьяне голосуют отдельно, обеспечивал помещикам существенные преимущества. Земства ограничили в получении политических прав.

Недостатком наиболее прогрессивной судебной реформы можно назвать возможность затягивать рассмотрение дел с помощью судебной бюрократии, а развитие взяточничества подрывало доверие к судебной системе. Основная масса судебных дел рассматривалась в судебной палате, состоящей из представителей высших сословий, что ухудшало правовое положение других сословий.

Трудности в решении городских проблем возникали из-за недостатка необходимых для их осуществления средств. Увеличение количества служащих в правительственных учреждениях, полиции, других государственных структур, требовало большого количества средств, а финансирование проводилось, в том числе, за счет части доходов городского бюджета. Положительные результаты реформирования системы образования в России были снижены из-за того, что система оплаты за обучение не давала возможности детям из низших слоев населения получать среднее и высшее образование.

Итоги реформ Александра II

Главным достижением проведенных в XIX веке императором Александром II комплексе реформ является огромный и культурный подъем развития гражданского общества в России. В стране началось активное развитие экономики. Созданы объективные условия утверждения капитализма, как основной формации. Ликвидация монополии помещиков на крестьянский труд, активизация рынка труда, позволила преодолеть экономический кризис. Новая судебная система дала судам политическую независимость. Проведение земской реформы способствовало внедрению самоуправления, развитию просвещения, медицины, промышленности, развитию разных частей страны.

С целью модернизации финансовой системы Российской империи , которая должна была соответствовать новому (капиталистическому) типу экономики. Проект преобразований подготовил государственный контролёр В. А. Татаринов .

Проведение реформ началось 22 мая 1862 года с введения «Правил о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Первым шагом стало введение в финансы принципа гласности и начало публикации государственного бюджета. В ведомства поступили требования о составлении подробных отчётов и смет, поясняющих все расходы денежных средств и доступных для всеобщего обозрения. Данная мера была направлена на минимизацию казнокрадства . Общая роспись государственного бюджета подлежала утверждению Государственным советом и императором и имела отныне силу закона.

Модернизация коренным образом реорганизовала государственную финансовую систему, сделав её более открытой и более эффективной. Строгий учёт государственного бюджета поставил экономику на новый путь развития, снизилась коррупция, казна тратилась на важные предметы и мероприятия, чиновники стали более ответственными за распоряжение деньгами. Благодаря новой системе государство смогло преодолеть кризис и смягчить негативные последствия крестьянской реформы.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!