Евгений савицкий биография. Евгений Савицкий - Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации. Во время Великой Отечественной войны

Сави́цкий Евге́ний Я́ковлевич (11 (24) декабря 1910 - 6 апреля 1990) - советский ас-истребитель Великой Отечественной войны и военачальник, дважды Герой Советского Союза , маршал авиации

Биография

Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец. Свой первый "мессер" он сбил под Москвой в конце 1941 г., а последний, легкий "Физлер-Шторх", над самым центром Берлина 27 апреля 1945 г. По традиции, принятой среди советских асов, этот легкий, часто безоружный самолет не был записан на личный счет: у рыцарей всех времен легкая добыча считалась презренной.

На фронт Савицкому удалось вырваться в ноябре 1941 г., на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил Bf-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. Жуков и приказал майору Савицкому уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, летчик четко провел результативную штурмовку - Савицкий удачи не упускал.

Летом 1942 г. после настойчивых просьб и рапортов ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии полковник Савицкий был назначен командиром 205-й иад, входившей во 2 ВА. С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. "Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится", - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на "яках", в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став ее горячим патриотом, показав не только высокое летное, но и немалое дипломатическое искусство.

В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943г. он был назначен командиром 3-го иак и приступил к формированию этого соединения. В начале апреля Савицкий был вызван к В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 апреля в составе 4 ВА летчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолетов противника. Один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалеку от своего родного Новороссийска.

Е. Савицкий родился 24 декабря 1910 г. в Новороссийске. В 12 лет после смерти отца он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофера. В конце 1929 г. в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий маршал принял боевое крещение. Его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в первом выпуске в 1932 г. 2 года служил в училище летчиком-инструктором, а строевую службу начал в Киеве командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведен на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й иад, застала его война.

После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й иак под командованием уже генерал-майора Савицкого участвовал в боях на реке Молочной, под Никополем, в Крыму. За 107 боевых вылетов и 15 самолетов противника, сбитых к марту 1944 г, ему было присвоено звание Героя.

Для Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации, предельно пиететное отношение к машинам. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации "яков", и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчиненных ему летчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством летчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся асы, как С. Моргунов и И. Федоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.

Вечером 11 мая 1944 г. в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолет Савицкого, уже "севший на хвост" очередному Bf-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом трех позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и генерал-лейтенанта.

Из Крыма корпус Савицкого был переведен в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции "Багратион". Позднее его летчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс.

В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооруженному на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированною аэродрома взлетел Савицкий.

В небе Германии он одержал последние 3 победы, доведя счет до 22 самолетов противника, сбитых лично. 2 самолета уничтожил в группе. Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет А всего 3-й иак за 2 года своего существования сбил 1953 вражеских самолета.

Характерный для этого аса случай произошел в июне 1945 г., когда Як-3, пилотируемый Савицким, был условно атакован английским "Темпестом". Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашел в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам.

Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к летной работе. Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, блестяще воплощенная во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей - от И-2 до МиГ-21, налетать полтора года - время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полет он провел 1 июня 1974 г., в возрасте 63 лет Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала летчиком-космонавтом, совершила 2 полета в космос.

В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором книг ("В небе над Малой землей", "Небо - для смелых", "Я "Дракон" Атакую!..", "Полвека с небом"), но всегда, со времени своего первого полета в 1930 г и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался летчиком.

Дважды Герой Советского Союза (11.5.44; 2.6.45). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й ст., Кутузова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями, иностранными орденами.

Память

  • Бронзовый бюст Героя в Новороссийск е.
  • Похоронен на Новодевичьем кладбище
  • Памятная табличка на доме где жил Савицкий Е.Я в г. Москве
  • В честь Савицкого Е. Я. названа улица в Москве в микрорайоне Щербинка Южного Бутова, в июне 2010 года на одном из домов открыта памятная доска.

Савицкий Евгений Яковлевич

24.12.1910 — 06.04.1990

Дважды Герой Советского Союза

Даты указов

1. 11.05.1944 Медаль № 1324

2. 02.06.1945

Памятники

Бронзовый бюст в Новороссийске

Надгробный памятник (вид 1)

Надгробный памятник (вид 2)

Бронзовый бюст в Новороссийске (фрагмент)

Мемориальная доска в Москве

Савицкий Евгений Яковлевич — командир 3-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, генерал-майор авиации;

командир 3-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант авиации.

Родился 11 (24) декабря 1910 года в городе Новороссийск Краснодарского края в семье судостроителя. Русский. Трудовую деятельность начал подручным в порту, затем на судоверфи слесарем. Окончил школу ФЗУ при цементном заводе «Пролетарий», работал механиком по ремонту автомобилей, шофёром. Был секретарём комитета ВЛКСМ на заводе «Пролетарий».

В Красной Армии с ноября 1929 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. В 1932 году окончил 7-ю Сталинградскую военную школу лётчиков Приволжского военного округа. После окончания школы остался в ней в качестве инструктора-лётчика и временно исполняющего должность (врид) командира звена. С февраля 1934 по февраль 1936 года – командир звена, командир авиационного отряда 18-й лёгкой штурмовой авиаэскадрильи Украинского военного округа (город Киев); с февраля 1936 по июль 1937 года – командир авиационного отряда 32-й штурмовой авиаэскадрильи ВВС 1-й Отдельной Краснознамённой армии; с июля 1937 по сентябрь 1938 года – исполняющий должность командира 61-го разведывательного авиационного отряда; с сентября 1938 по сентябрь 1940 года – помощник командира и командир 29-го авиационного полка 26-й авиационной бригады ВВС Дальневосточного фронта; С сентября 1940 по апрель 1941 года – командир 3-го истребительного полка; с апреля 1941 до марта 1942 года – командир 29-й истребительной авиадивизии в составе ВВС Дальневосточного фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны подполковник Савицкий с января 1942 года. Занимал должности командующего ВВС 25-й армии (март-апрель 1942) , командира 205-й Кировоградской истребительной авиационной дивизии (с 5 мая по ноябрь 1942), командующего авиагруппой 17-й воздушной армии (ноябрь-декабрь 1942). С декабря 1942 года и до конца войны – командир 3-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии.

Воевал на Западном, Воронежском, Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Участвовал в боях за освобождение Кубани, Донбасса, Украины, Крыма, Белоруссии, Прибалтики, Польши, при штурме Берлина (Сталинградская битва, Курская битва, Донбасская, Мелитопольская, Крымская, Вильнюсская, Варшавско-Познанская, Восточно-Померанская, Берлинская наступательные операции).

Командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт) генерал-майор авиации Е.Я.Савицкий к марту 1944 года совершил 107 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1944 года генерал-майору авиации Савицкому Евгению Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1324).

Из боевой характеристики: «…в этих боях генерал-майор авиации Савицкий показал образцы умения в организации воздушного боя, взаимодействия авиации с приданными средствами усиления и управления частями в сложных условиях наступательного сражения…».

Командир 3-го истребительного авиационного корпуса (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) генерал-лейтенант авиации Е.Я.Савицкий к концу войны совершил 216 боевых вылетов, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года генерал-лейтенант авиации Савицкий Евгений Яковлевич награжден второй медалью «Золотая Звезда».

После войны: до октября 1947 года продолжал командовать 3-м истребительным авиационным корпусом, с октября 1947 по август 1948 года – начальник Управления боевой подготовки истребительной авиации Главного управления ВВС СССР. С августа 1948 по февраль 1952 года – командующий истребительной авиации Войск ПВО, одновременно исполняющий обязанности командующего 19-й воздушной истребительной армией ПВО (в феврале 1949 года армия переименована в 78-ю воздушную истребительную), затем командующий 64-й воздушной истребительной армией ПВО. С мая 1953 по январь 1954 года и с ноября 1955 по июль 1960 года – вновь командующий истребительной авиации Войск ПВО страны. С января 1954 по ноябрь 1955 года – слушатель авиационного факультета Военной академии Генерального штаба. С июля 1960 по июль 1966 года – командующий авиацией Войск ПВО страны.

Внёс значительный вклад в перевооружение этого рода авиации, освоение новой техники, организацию переподготовки личного состава авиационных истребительных соединений и частей.

С июля 1966 по апрель 1980 года – заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. Под его руководством был осуществлён комплекс мероприятий по повышению боеспособности и боеготовности этого вида Вооружённых Сил СССР.

С апреля 1980 года – военный инспектор – советник Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961-1966 годах. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (в 1962-1966 годах).

Автор статей по вопросам военной науки («Командир и воздушный бой», «Истребительная авиация ПВО», «За новые успехи в боевой учёбе. О задачах боевой подготовки лётчиков истребительной авиации» и др.).

Жил в Москве. Умер 6 апреля 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Полковник (07.1942);

генерал-майор авиации (17.03.1943);

генерал-лейтенант авиации (11.05.1944);

генерал-полковник авиации (8.08.1955);

маршал авиации (6.05.1961).

Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции (23.12.1980), 5 орденами Красного Знамени (в том числе 16.03.1942, 23.11.1942), орденами Суворова 2-й степени (19.03.1944), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965). Лауреат Ленинской премии (1978). Почетный гражданин города Новороссийск (1970).

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Новороссийск. Его именем назван Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Его дочь – Савицкая Светлана Евгеньевна (р. 1948) – дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, заслуженный мастер спорта СССР.

Сочинения:

В небе над Малой землей. Краснодар, 1980;

Небо — для смелых. М., 1985;

Полвека с небом. – М.: Воениздат, 1988;

«Я — Дракон». Атакую!». М., 1988.

Биография дополнена Александром Семённиковым

В годы Великой Отечественной войны командовал истребительной авиадивизией, авиагруппой, а с декабря 1942 года 3-м истребительным авиакорпусом. Участвовал в боях под Москвой, Сталинградом, на Украине, в Белоруссии, в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Произвел 216 боевых вылетов, сбил 22 фашистских самолета лично и два - в группе.


Евгений Яковлевич Савицкий родился в семье железнодорожника. По национальности русский. Член КПСС с 1931 года. В Советской Армии с 1929 года. В1932 году окончил Военную школу летчиков. Командовал авиаполком, а с мая 1941 года авиационной дивизией.

Звание Героя Советского Союза Евгению Яковлевичу

Савицкому присвоено 11 мая 1944 года. 2 июня 1945 года он удостоен этого звания вторично. Награжден также многими орденами и медалями.

После Великой Отечественной войны Е. Я. Савицкий окончил Академию Генерального штаба. 6 мая 1961 года ему присвоено звание маршала авиации. Он был депутатом Вер

ховного Совета СССР шестого созыва. На XXII съезде партии избирался кандидатом в члены ЦК КПСС. В настоящее время находится на ответственной работе в войсках ПВО. Он заслуженный военный летчик СССР.

Сумрачным и холодным был этот весенний день. С северо-востока вот уже сутки дул сильный, студящий

ветер. Он срывал сухую прошлогоднюю траву и со свистом выдувал песчаную пыль из-под железных плит взлетно-посадочной полосы. Клочья низких облаков закрывали солнце, а в воздухе мелькали легкие снежинки. Порывы ветра подхватывали их на лету, гнали вдоль взлетной полосы и, наигравшись вдоволь, опускал

и на землю. Погоды, как говорят летчики, не было.

В тесном стартовом домике многолюдно. Большинство из собравшихся - молодежь. Молча дымят папиросами, вслушиваясь в телефонный разговор командира с дежурными синоптиками. Ждут улучшения погоды.

Всегда так бывает, - сокрушается широкоплечий,

с открытым волевым лицом майор в кожаной куртке, - только соберешься молодых вывозить - откуда ни возьмись «сложняк» начинается. А когда ждешь «сложняк», как назло, полный штиль...

Не успел майор закончить, как в громкоговорителе раздался щелчок и отрывистый голос дежурного:

- «Дракон», вас

понял. Посадку разрешаю...

На лицах молодых летчиков появилось нескрываемое удивление: «Посадка? Кто это в такую погоду? Чей позывной?» Многие вопросительно посмотрели на майора, который уже проталкивался к выходу и на ходу басил:

Хозяин неба прилетел. Сейчас будет классная посадка. Есть

на что посмотреть.

Не поняв, о ком идет речь, но предвидя что-то интересное, молодежь повалила в маленькую дверь домика.

Издали доносился гул реактивного двигателя. С каждой секундой он становился все отчетливее и резче. Выскочив из пелены облачности и пройдя над аэродромом, самолет исчез в

серой мгле. Вскоре гул его снова стал нарастать, но уже с противоположной стороны, и над дальним концом аэродрома появился едва заметный, расплывчатый силуэт истребителя. Потом контуры стали отчетливее. Машина легко коснулась земли и побежала по взлетной полосе.

Вот это посадка! - воскликнул к

то-то восторженно. - В такую погоду и так сесть. Здорово! - и, словно сговорившись, несколько летчиков в один голос обратились к майору с вопросом: - Кто это прилетел?

- «Дракон» - позывной нашего командующего. Его в войну так прозвали. А еще его звали хозяином неба. Фашисты знали позывной и че

ртовски боялись генерала. Смелый, отважный человек, дважды Герой, а биография самая простая...

Вот она, эта биография.

В 1930 году комсомол послал Евгения Савицкого учиться летному делу. Путь, который прошел молодой летчик в армии, необычен по своему стремительному темпу и в то же время т

ипичен для многих талантливых советских летчиков. В 1937 году старший лейтенант Савицкий командовал звеном. Прошло совсем немного времени, и ему доверили эскадрилью, а потом и полк. В 1941 году, будучи уже майором, он принял под свое командование авиационную истребительную дивизию.

Летный почерк

Савицкого, не устававшего тренироваться в полетах, утвердился на Дальнем Востоке. Его самолет узнавали в воздухе не только по бортовому номеру, но и по чистоте полета, по умению летать увлекательно, красиво.

В полете он наслаждался скоростью и маневренностью своего истребителя. Мастерство Савиц

кого как летчика и воздушного стрелка было признано всеми, кто видел его в воздухе.

Весть о войне застала Евгения Яковлевича Савицкого на далеких границах Родины. Опытный пилот, летающий на самолетах нескольких типов - бомбардировщиках, штурмовиках и истребителях, - он стал настойчиво просить

ся в действующую армию. Но ответ на его рапорт задерживался. Дни проходили, а приказа о новом назначении все не было.

Савицкий - тогда он имел большой налет - ходил молчаливый, угрюмый. Даже полеты, которые он так любил, не могли разогнать тревогу ожидания. Собранный, воспитавший свою волю коман

дир и летчик, он сосредоточенно слушал сводки Совинформбюро, сообщения о зверских бомбежках мирных городов и сел, о положении на фронте. Савицкий рвался туда, где кипели настоящие воздушные схватки, где решалась судьба Родины. Иначе он не мог: комсомол и партия учили Евгения Савицкого всегда быть та

м, где наиболее тяжело.

Прошел месяц, другой, третий. Незаметно подкралась и зима. Обжигающие ледяные ветры гуляли по восточным просторам, лютовали они и по лесам и полям Подмосковья. Морозные туманы окутывали изрытую воронками и траншеями землю, застилали по-зимнему бледный диск солнца. Не суме

в взять Москву с ходу, фашистские полчища обошли ее плотным полукольцом. Враг готовился к осаде столицы.

Наконец из Москвы пришла долгожданная телеграмма. Савицкого переводили в часть, которой было поручено охранять воздушные подступы к сердцу Родины, ее промышленные объекты, жизнь и безопасност

ь москвичей. То, чего так долго ждал Евгений Яковлевич и о чем он неустанно мечтал, сбылось.

Суровое это было время. Чтобы штурмовать Москву и подступы к ней с воздуха, гитлеровское командование формировало специальные соединения бомбардировщиков. Одно из них носило название «Легион кондор». В с

остав этого подразделения входили лучшие немецкие асы, «прославившие» себя зверскими налетами на города Западной Европы. С ними-то и предстояло встретиться Евгению Яковлевичу в московском небе.

Надолго останется у него в памяти один из первых воздушных боев за Москву. Вечерело. На заснеженном по

ле аэродрома в ожидании команды стояли замаскированные истребители. Неожиданно объявили тревогу.

Вражеские самолеты подходили к Можайску. Шли они плотным строем, группа за группой. Бомбардировщики пытались прорваться сквозь заслон ПВО. На перехват воздушных целей вместе с другими летчиками части

вылетел и подполковник Савицкий.

Быстро темнело. В небе кое-где появились бледные лучи прожекторов. Грохотали зенитки. Временами сумерки разрывал холодный свет сигнальных ракет.

Группа Савицкого пронеслась в темноте неба. Летчикам передали направление движения самолетов противника. Первая в

олна бомбардировщиков шла несколько выше. Ломая строй неприятельской армады, раскалывая ее, завязывая воздушные бои с истребителями прикрытия, наши летчики старались заставить врага повернуть назад. Эфир наполнился треском, обрывками фраз, немецкой речью.

Перехватчики действовали стремительно и

точно. Савицкий пристроился в хвост одной из вражеских машин. Преследуя фашистский самолет, он бил по нему короткими очередями, но опытный враг упорно продвигался вперед, делая виражи и отвороты, уходя от огня. Расстояние между самолетами то уменьшалось до того, что столкновение казалось неизбежным,

то увеличивалось, когда фашисту удавалось удачно выполнить маневр. Боевой азарт охватил Савицкого. Он до предела увеличил скорость и резко пошел на сближение. Еще одна, последняя очередь - и вражеская машина, вспыхнув желтым пламенем, свалилась на крыло и пошла вниз. Начало было положено!

ли дни воздушных сражений. Евгений Савицкий торопился наверстать упущенное. Его азарт возрастал с каждым полетом. Летал он много, летал днем и ночью, порой чаще рядовых летчиков, на самые различные задания. Часть, которой он командовал, выполняла роль ПВО, охраняя воздушные пространства объектов, по

ддерживала наземные войска, штурмовала вражеские позиции, сопровождала бомбардировщиков. Савицкий умело руководил частью, лично показывал пример во многих воздушных боях. Счет сбитых им самолетов противника непрерывно рос.

Шел второй год войны. Евгений Яковлевич все больше и больше познавал маст

ерство летчика-командира. Опыт его обогащался от сражения к сражению. После московских боев он дрался в небе Кубани, над Воронежем, в районе Сталинграда...

В конце 1943 года, после сражения у волжской твердыни, Евгению Яковлевичу Савицкому было присвоено звание генерал-майора авиации. Вскоре его

назначили командиром 3-го истребительного авиационного корпуса, сформированного из опытных летчиков-дальневосточников.

На войне никому не бывает легко: ни рядовому, ни командующему. А вот забот, да и ответственности, у командира большого ранга, конечно, несоизмеримо больше. Он в ответе не за од

ин бой, не за исход одного задания, если даже в его выполнении принимает участие большая группа самолетов, а за операцию в целом.

О размерах операций военных лет позволяют судить хотя бы такие цифры. Двухсоттысячная армия противника удерживала узловые пункты на Крымском плацдарме. Условия местно

сти, неподступные оборонительные сооружения - все это затрудняло действия нашей пехоты. Надежда возлагалась на авиацию. В боях за Севастополь - только влечение одной недели с 5 по 12 мая - она провела 13 000 самолето-вылетов. Каждые сутки на врага обрушивались многие тысячи бомб и реактивных снарядо

в. В воздушных боях и на аэродромах за это время было уничтожено более 500 неприятельских самолетов.

Велика заслуга в этой операции и летчиков, которыми командовал генерал Савицкий. Штаб корпуса провел большую подготовительную работу, наладил четкую связь со взаимодействующими частями...

от началось. Ожесточенные бои шли на земле и в воздухе. Южное небо, казалось, набухло от дыма пожарищ и пороховой копоти войны. В одном из воздушных сражений был подбит самолет Савицкого. Осколком снаряда генерала ранило в голову, но он продолжал бой. И только после того как в наушниках прозвучало:

«В воздухе только наши!», генерал стал искать выход из тяжелого положения.

С большим трудом ему удалось посадить горящий самолет на нейтральной территории: между нашими и вражескими позициями. Немцы видели, где сел советский летчик, и открыли по этому месту ураганную стрельбу. Помогли наши мином

етчики, которые не только подавили огневые точки врага, но и сумели перенести раненого генерала в расположение своих позиций.

Сутки в штабе корпуса ничего не знали о судьбе командира. Когда же Савицкий после короткого пребывания в полевом госпитале вновь вернулся для командования частями соедине

ния, его ожидала новость: ему присвоили звание Героя Советского Союза.

И снова схватки в воздухе. Вместе с наземными войсками 3-й авиационный истребительный корпус продвигался на запад.

С 1 декабря 1944 года корпус, которым командовал генерал Савицкий, вел боевую работу по поддержке войск 1-

го Белорусского фронта. Савицкий отлично руководил частями корпуса и, несмотря на большую загруженность, сам много летал на боевые задания. За короткий срок он произвел 43 вылета и сбил 4 вражеских самолета. Своим мужеством, отвагой и героизмом генерал Савицкий вдохновлял весь летный состав корпуса

на боевые подвиги. Именно в это время за смелость и дерзость в воздухе летчики прозвали его хозяином неба.

В период наступательных действий войск 1-го Белорусского фронта корпус генерала Савицкого во многих операциях должен был прикрывать танковые части. Успех наступления зависел как от общего г

осподства наших истребителей в воздухе, так и от четкого взаимодействия танков и истребителей на всех этапах операции. Летчики не подвели.

Последняя битва - битва за Берлин завязывалась на Висле. Исход исторического сражения решали прежде всего маневр и удар на уничтожение, глубина, размах и особ

енно темп наступления. В операции «Висла - Одер» особенно ярко проявилось военное мастерство генерала Савицкого.

План действия авиации разработали заранее. В нем было продумано все: сосредоточение танков, прорыв и первые дни их действий в глубине расположения противника. Во всех этих планах гене

рал Савицкий особое внимание уделял организации средств связи, управлению истребителями, аэродромному маневру и маневру частей аэродромного обслуживания.

В то время как танки стремительно продвигались вперед, истребители контролировали воздушное пространство над наступающими войсками и вели непр

ерывную воздушную разведку перед фронтом и на флангах полосы действия танков. Для ускорения передачи разведывательных данных передовым танковым отрядам была установлена специальная радиоволна - «разведчик». На эту волну настраивались радиостанции самолетов-разведчиков и танков.

Такая общность ра

диоволны давала истребителям возможность непосредственно помогать передовым танковым группам. Был, например, случай, когда самолеты-разведчики заметили наши танки, остановленные артиллерийским огнем противника. Летчики связались с танкистами по радио и сообщили им координаты батареи, препятствовавше

й продвижению танков, а сами атаковали ее и подавили. Танкисты заняли очень важный опорный пункт.

Гитлеровцы не выдерживали ударов взаимодействующих наземных и воздушных боевых средств, и поэтому бои были скоротечными. Однако враг оказывал упорное сопротивление. Нередко обстановка на фронте ухуд

шалась. В эти тяжелые и горячие дни трудно было генералу Савицкому оставаться на командном пункте или в штабе соединения. Он рвался в небо, сам хотел водить на воздушные бои своих асов. Но обстоятельства «приковывали» его к земле. Он, командир, в ответе за действия многих. Умом он это понимал, но се

рдцем завидовал тем, кто, вернувшись после воздушного боя, не успев передохнуть и заскочить в столовую, вновь вылетал на очередное задание...

Много жестоких воздушных боев вели летчики на путях к Берлину. Операция «Висла - Одер» требовала от авиационных командиров смелых решений, гибкого маневра

истребителей. Сложность здесь заключалась в том, что танки стремительно продвигались вперед, отрываясь от пехотных частей порою на 100 - 150 километров. Такие большие расстояния требовали увеличения радиуса действий самолетов, ибо в полосе продвижения танков не было пригодных к эксплуатации аэродро

мов. Если же пойти на остановку танковых колонн, не брать рубежи с ходу, то это могло вызвать много жертв при дальнейшем движении вперед, и борьба за Берлин затянулась бы.

Несмотря на сложность обстановки, аэродромный маневр частей, возглавляемых генералом Савицким, был осуществлен успешно. Случ

алось даже так, что истребительные части занимали новые аэродромы задолго до того, как в этот район входила наша пехота. Командир корпуса понимал, что переброска целых полков в тыл врага, работа авиации с аэродромов, находящихся на территории противника, связаны с определенным риском, но другого реш

ения быть не могло.

Успех наступления танковых колонн во многом зависел от того, насколько удачно будет организовано их прикрытие. Это учитывал и враг, поэтому схватки в воздухе не прекращались.

Танки уходили вперед. Перебазироваться и вести боевую работу авиации с захваченных аэродромов, ко

торые находились, по сути дела, в глубоких тылах противника, становилось все сложнее. Большую помощь в охране действующих аэродромов оказывал технический состав авиационных частей и специально выделенные танковые подразделения. Техникам приходилось не только готовить самолеты к повторным вылетам, но

и с оружием в руках защищать подступы к местам стоянок своих истребителей.

Однажды, когда зеленая ракета известила о немедленном взлете, обнаружилось, что бетонированная полоса аэродрома заминирована. Головная группа самолетов, которой предстояло срочно сделать несколько вылетов, не имела ни лю

дей, ни специальных приспособлений для того, чтобы обезопасить взлет. Поле аэродрома сплошь покрывали глубокие воронки от бомб и снарядов. Однако выход был найден: истребители, рискуя повредить шасси или скапотировать на нос, взлетали и садились на узкую грунтовую площадку.

Генерал Савицкий вмес

те со своим командным пунктом следовал с передовыми группами. Его позывной «Дракон» был хорошо известен фашистам. Появление машины генерала в воздухе вызывало среди них панику. Вступать в единоборство с советским генералом хваленые асы не решались.

В одном из воздушных боев над Одером Савицкий в

стретился с фашистским самолетом незнакомой конструкции (позднее выяснилось, что это был двухтурбинный реактивный истребитель МЕ-262, на который гитлеровское командование возлагало большие надежды). Генерал атаковал противника, но превосходство гитлеровца в скорости сразу сказалось. Огонь же с дальн

их дистанций по скоростной и маневренной машине был малоэффективен. Надо было что-то предпринимать. Расстреляв остатки боекомплекта, Савицкий продолжал преследовать и ложно атаковать новый немецкий самолет. Это была схватка вооруженного с невооруженным. Чувствуя свое преимущество, фашистский ас стал

нападать смелее, но Савицкий искусно увертывался от огня. Рискуя столкнуться с машиной противника в воздухе или попасть в сферу действия его пушек, генерал вплотную приближался к самолету и фотографировал его во всех ракурсах. Фашист ушел, но снимки впоследствии помогли многим нашим летчикам изучит

ь новую технику противника и найти методы борьбы с ней.

Величайшее сражение на Берлинском направлении, между Вислой и Одером, затихало. Последний на его счету - 22-й фашистский самолет Савицкий сбил в конце войны в небе Берлина. Столицу Германии защищали тогда гитлеровцы из известных авиацион

ных эскадр «Мелъдере» и «Удет». Советские соколы из корпуса генерала Савицкого сбили в боях за Берлин около 200 самолетов. Это только над Берлином. Всего же за время войны части корпуса произвели 28860 боевых вылетов и уничтожили 1653 вражеских самолета. На 216-м боевом вылете закончил войну Евгений

Яковлевич Савицкий. Родина-мать снова высоко оценила его доблесть и наградила второй- «3олотой Звездой».

Давно отгремели залпы военных лет. Но летное мастерство генерала продолжает совершенствоваться. В 1948 году в День Воздушного Флота над Тушинским аэродромом в Москве пронеслась пятерка реакт

ивных истребителей. Ее возглавлял генерал-лейтенант Савицкий. Над центром летного поля демонстрировался высший пилотаж - пилотаж нового качества. История авиации еще не видела подобного. Пять стремительных краснозвездных птиц взлетали, кружились, проделывали замысловатые фигуры и снова шли крыло в к

рыло, как нарисованные.

Менялись марки реактивных самолетов, увеличивались высоты и скорости их полетов, сложнее становилось оборудование. И все это время Евгений Яковлевич Савицкий успешно познавал искусство пилотирования новых боевых машин. Любовь к летной профессии рождала все большее маст

ерство. В воздухе он чувствовал, что сливается с машиной в единое целое, что ручка управления является как бы продолжением мускулов его крепких рук.

* * *

Генерал вошел в стартовый домик, снял шлемофон и обвел взглядом летчиков:

Что приуныли, орлы? Нет погоды? Летать можно и на земл

И генерал стал показывать на макетах и моделях тактические приемы воздушного боя.

Надо хорошо представлять каждый маневр и какой временной выигрыш он дает. Учитывать каждую секунду. Порой одной секунды достаточно, чтобы победить.

И он рассказал о бое с новым фашистским «мессершмитто



Иностранные награды

Евге́ний Я́ковлевич Сави́цкий (11 (24) декабря (19101224 ) - 6 апреля ) - советский военный лётчик и военачальник . Ас-истребитель Великой Отечественной войны . Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал авиации (1961).

Биография

Евгений Яковлевич Савицкий родился в городе Новороссийск Черноморской губернии (ныне Краснодарского края) 11 (24) декабря 1910 года. В семь лет остался без отца. Окончил школу ФЗУ и несколько лет работал дизелистом на заводе «Пролетарий» в Новороссийске.

Довоенная служба

Во время Великой Отечественной войны

На фронтах Великой Отечественной войны воевал с января 1942 года . В том году занимал должности командующего ВВС 25-й армии , командира 205-й истребительной авиационной дивизии , командующего авиагруппой 17-й воздушной армии . В декабре 1942 года назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса , которым он руководил до конца войны . К марту 1944 года в воздушных боях генерал-лейтенант Савицкий сбил 15 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 11 мая 1944 года за умелое руководство корпусом и 107 боевых вылетов, в которых он сбил 15 самолётов противника.

К концу войны на счету Савицкого значилось 22 сбитых лично и 2 в группе самолётов противника. Всего им было произведено 216 боевых вылетов.

За время войны Савицкий был 22 раза упомянут в благодарственных в приказах Верховного Главнокомандующего .

Послевоенная служба

Кандидат в члены ЦК КПСС (1961-1966). Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва.

Евгений Яковлевич Савицкий скончался 6 апреля 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (11.05.1944, 02.06.1945);
  • три ордена Ленина (в том числе 11.05.1944, 1954 );
  • орден Октябрьской Революции (23.12.1980);
  • пять орденов Красного Знамени (в том числе 23.11.1942, 16.03.1942, 1945 , 1955 );
  • орден Суворова 2 степени (14.02.1944);
  • орден Кутузова 2 степени (26.07.1944);
  • орден Отечественной войны 1 степении (11.03.1985);
  • два ордена Красной Звезды (в том числе 03.11.1944 );
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени;
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975);
  • лауреат Ленинской премии (1978);
  • Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965);
  • другие иностранные ордена и медали.

Память

Внешние изображения
.
.
.

Библиография

  • В небе над Малой землей. Краснодар, 1980.
  • Савицкий Е. Я. . - М .: ДОСААФ, 1985.
  • Савицкий Е. Я. . - М .: Воениздат, 1988.
  • Савицкий Е. Я. - М .: Мол. гвардия, 1988.
  • Савицкий Е. Я. . - М .: известия советов народных депутатов СССР, 1985.

См. также

Напишите отзыв о статье "Савицкий, Евгений Яковлевич"

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2 .

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .

Отрывок, характеризующий Савицкий, Евгений Яковлевич

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.
Ехать обыкновенным путем на Москву нельзя было и думать, и потому окольный путь, который должна была сделать княжна Марья: на Липецк, Рязань, Владимир, Шую, был очень длинен, по неимению везде почтовых лошадей, очень труден и около Рязани, где, как говорили, показывались французы, даже опасен.
Во время этого трудного путешествия m lle Bourienne, Десаль и прислуга княжны Марьи были удивлены ее твердостью духа и деятельностью. Она позже всех ложилась, раньше всех вставала, и никакие затруднения не могли остановить ее. Благодаря ее деятельности и энергии, возбуждавшим ее спутников, к концу второй недели они подъезжали к Ярославлю.
В последнее время своего пребывания в Воронеже княжна Марья испытала лучшее счастье в своей жизни. Любовь ее к Ростову уже не мучила, не волновала ее. Любовь эта наполняла всю ее душу, сделалась нераздельною частью ее самой, и она не боролась более против нее. В последнее время княжна Марья убедилась, – хотя она никогда ясно словами определенно не говорила себе этого, – убедилась, что она была любима и любила. В этом она убедилась в последнее свое свидание с Николаем, когда он приехал ей объявить о том, что ее брат был с Ростовыми. Николай ни одним словом не намекнул на то, что теперь (в случае выздоровления князя Андрея) прежние отношения между ним и Наташей могли возобновиться, но княжна Марья видела по его лицу, что он знал и думал это. И, несмотря на то, его отношения к ней – осторожные, нежные и любовные – не только не изменились, но он, казалось, радовался тому, что теперь родство между ним и княжной Марьей позволяло ему свободнее выражать ей свою дружбу любовь, как иногда думала княжна Марья. Княжна Марья знала, что она любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении.
Но это счастье одной стороны душевной не только не мешало ей во всей силе чувствовать горе о брате, но, напротив, это душевное спокойствие в одном отношении давало ей большую возможность отдаваться вполне своему чувству к брату. Чувство это было так сильно в первую минуту выезда из Воронежа, что провожавшие ее были уверены, глядя на ее измученное, отчаянное лицо, что она непременно заболеет дорогой; но именно трудности и заботы путешествия, за которые с такою деятельностью взялась княжна Марья, спасли ее на время от ее горя и придали ей силы.
Как и всегда это бывает во время путешествия, княжна Марья думала только об одном путешествии, забывая о том, что было его целью. Но, подъезжая к Ярославлю, когда открылось опять то, что могло предстоять ей, и уже не через много дней, а нынче вечером, волнение княжны Марьи дошло до крайних пределов.
Когда посланный вперед гайдук, чтобы узнать в Ярославле, где стоят Ростовы и в каком положении находится князь Андрей, встретил у заставы большую въезжавшую карету, он ужаснулся, увидав страшно бледное лицо княжны, которое высунулось ему из окна.

    Савицкий Евгений Яковлевич - Евгений Яковлевич Савицкий 24 (по ст.ст.11) декабря 1910 6 апреля 1990 Прозвище позывной «Дракон» Место рождения Новороссийск, Российская империя … Википедия

    Савицкий Евгений Яковлевич Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    САВИЦКИЙ Евгений Яковлевич - (р. 1910) маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолета. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками… … Большой Энциклопедический словарь

    Савицкий Евгений Яковлевич - [р. 11(24).12.1910, Новороссийск], советский военачальник, маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (11.5.1944 и 2.6.1945), заслуженный военный лётчик СССР (1965). Член КПСС с 1931. В Советской Армии с 1929. Окончил Военную школу… … Большая советская энциклопедия

    Савицкий Евгений Яковлевич - (1910 1990) советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков (1932), Высшую военную академию (1955; позже Военная… … Энциклопедия техники

    Савицкий Евгений Яковлевич - (1910 1990), маршал авиации (1961), Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками ПВО… … Энциклопедический словарь

    Савицкий, Евгений Яковлевич - (24.12.1910 1990) летчик истребитель, дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии (1978), маршал авиации (1961). Во время войны командовал 3 иак. Сбил лично 22 самолета противника и 2 в группе. После войны командовал авиацией ПВО… … Большая биографическая энциклопедия

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!