Грузинское имя кетеван. Кетевана кахетинская. Совместимость имени Кетеван, проявление в любви

Стало известно, что Индия действительно безвозмездно передаст Грузии святые мощи великомученицы Кетеван, царицы Кахетинской, но не навсегда, как предполагалось ранее, а на ограниченный срок - 15-20 лет, сообщает Благовест-Инфо со ссылкой на грузинские источники.

Святая великомученица царица Кетеван была убита в городе Шираз после жестоких пыток за отказ изменить христианской вере влюблённым в неё и получившим отказ иранским шахом Аббасом II 12 сентября 1624 года.

Но и прах её не нашёл покоя: палачи сложили истерзанные останки в мешок и бросили в яму на голом поле, где они пролежали три месяца и тринадцать дней.

Португальские миссионеры, бывшие свидетелями мучений царицы Кетеван, тайком откопали её останки и упокоили в монастыре августинцев в Исфагане. Позднее, когда царь Теймураз I приступил к поискам праха своей матери, миссионеры доставили останки царицы Кетеван в Грузию. Они были упокоены под трапезной Алавердского монастыря, где пролежали до 1723 года.

Как явствует из материалов старинных актов Государственного Центрального архива России, 18 апреля 1656 г. царь Теймураз I переслал небольшую реликвию – частицу алавердских мощей, изъятых из праха святой великомученицы Кетеван, русскому царю Алексею Михайловичу. Судьба этой частицы по сей день неизвестна. Что касается остальной части мощей, хранившихся в Алаверди, они исчезли в 1723 году, после нападения на Кахетинское царство османов и леков.

Помимо Грузии и России, святые мощи царицы Кетеван были упокоены и в Европе, и в Азии. С уверенностью можно утверждать, что они оказались в индийском городе Гоа и в Риме. Предположительно – в Намюре (Бельгия) и во Франции. В Гоа вскоре после прибытия туда мощей из Исфагана была отправлена ещё одна их часть – челюсть святой царицы с выбитыми зубами. Мощи великомученицы Кетеван в Гоа были упокоены в гробу из чёрного камня, по правую сторону от алтаря. Однако в начале XX века башня Даграсского монастыря, где хранились мощи, рухнула, превратив в руины всю обитель.

Поисками мощей царицы Кетеван в Индии занимались научные экспедиции под руководством Резо Табукашвили и Важи Лорткипанидзе, но мощи от грузинских исследователей утаивали.
В конце концов, выдающееся научное открытие всё же состоялось: летом 2006 года индийский археолог Незамуддин Тахир и возглавляемая им экспедиция во время очередных раскопок на территории Даграсского монастыря в Гоа обнаружили мощи святой великомученицы царицы Кетеван. А в 2013 году усилиями совместной экспедиции индийских и грузинских археологов была обнаружена кость верхней части руки святой царицы.

Переговоры с индийской стороной о передаче Грузии мощей святой великомученицы царицы Кетеван заняли годы. Но индийские власти отвечали отказом. Лишь несколько дней назад появилась информация о том, что Индия безвозмездно передаст Грузии эти святые мощи. Было объявлено, что мощи царицы Кетеван будут упокоены в усыпальнице строящегося Мухранского храма, но священнослужитель Георгий Размадзе категорически опроверг эти сведения.

Издание «Квирис палитра» («Палитра недели») обратилось за разъяснениями к отцу Георгию, владеющему информацией в деталях, будучи многолетним участником переговоров с индийской стороной.

Вот уже месяц, как я возвратился из Индии. Мы встречались с представителями властей этой страны, в том числе и с министром культуры. В конечном итоге мы действительно договорились, что Индия безвозмездно передаст нам мощи царицы Кетеван, но... лишь на 15-20 лет. К сожалению, индийская сторона наотрез отказывается передать нам святые мощи царицы Кетеван на вечное хранение. Наши представители по сей день находятся в Индии и уточняют детали передачи мощей на временное упокоение.

На вопрос о том, верно ли, что индийская сторона поставила вопрос о сумме выкупа мощей царицы Кетеван, и когда они прибудут в Грузию на временное упокоение, отец Георгий ответил:

Конкретное время прибытия мощей на данном этапе мы назвать не можем, но это произойдёт в ближайшее время.

Что касается суммы, неофициальными лицами озвучивалась цифра в два миллиона долларов. Но представители власти Индии никогда не затрагивали вопроса денежной компенсации. К счастью, хотя и на время, мощи святой царицы Кетеван возвратятся на родину совершенно безвозмездно.

Что касается слухов об упокоении мощей в строящемся Мухранском храме святой великомученицы Кетеван, это полный абсурд. Это связано только лишь с желанием автора идеи и участника строительства этого храма Александра Бичиашвили. Сразу по обнародовании этой информации со мной связался консул Индии в Грузии и попросил разъяснить, о чём идёт речь, поскольку все детали соглашения расписаны. Позже мне позвонил сам Бичиашвили и принёс извинения. Хотя мне думается, извинений надо бы просить не у меня, а у нашей общественности.

Несколько слов о хранящейся в португальском Даграсском храме фреске святой царицы Кетеван. На ней во всей полноте представлен сюжет пыток святой царицы на городской площади и создана она португальскими монахами – свидетелями мучений царицы Кетеван. В португальской транскрипции Кетевана – Гетеванда. В Европе грузинская святая известна под разнозвучащими именами – Катерина (святая Кретьена)... Но всем известно, что она была царицей иберов – не пиренейских, а кавказских.

Миссионеры писали: «Тело её несколько месяцев оставалось непогребённым и источало аромат роз».

Португальский монах отец Амбросио душ Анжуш привёз царю Теймуразу череп матери. Как явствует из письма душ Анжуша, Теймураз прослезился и сказал монаху: «Привези Вы сокровища всего мира, они не были бы дороже, чем эта святыня». На фреске изображён и плачущий Теймураз.

На фреске сохранилась следующая надпись: «Многопочитаемая царица Гетеванда. Царица Грузии. Замучена в Ширазе. 1624 года, 22 сентября».

Кетеван Мученица
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Вероисповедание: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Кетева́н Великомученица (груз. ქეთევან დიდმოწამე , ум. 13 сентября г. - царица восточногрузинского царства Кахетия . Происходила из царского рода Багратиони, была правнучкой картлийского царя Константина ( -). Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II ( -); после смерти мужа посвятила себя строительству церквей , монастырей и больниц . Брат Давида, Константин, прозванный Окаянным, перешёл в ислам и в г. по приказу персидского шаха Аббаса I убил своего отца Александра II и брата Георгия. Тела их были по его распоряжению привязаны к верблюдам и привезены Кетеван. Та оплакала утрату и захоронила погибших в соборе Алаверди . Затем Константин приказал Кетеван выйти за него замуж, в случае отказа угрожая ей смертью. В ответ царица собрала верных кахетинцев и разгромила узурпатора и поддерживавших его персов. Константин погиб в сражении вместе со множеством своих людей.

Однако после этого восстания шах Аббас I взял в заложники сына Кетеван, Теймураза , и несколько лет держал его при своём дворе, однако Теймураз хранил стойкость в христианской вере и был в конце концов отпущен. Через какое-то время шах стал угрожать тем, что обратит Грузию в руины. Желая предотвратить войну, царица Кетеван решила сама отправиться к шаху с богатыми дарами и даже предложить себя в заложницы. В Исфахане её вместе с внуками - Александром и Левани - бросили в темницу, где она провела 10 мучительных лет. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать её твёрдость в вере. Наконец, 13 сентября г., после пыток раскалёнными щипцами, её сожгли.

Обугленные останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами -августинцами , которые скрывали их в течение трёх лет и в г., наконец, доставили в индийский город Гоа , где захоронили в часовне католического . Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди , и отвезены в Рим . Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников ; её литургическая память совершается 13 сентября (в Русской Церкви - под русифицированным именем Кетевана).

Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в в Гоа (саркофаг лежал в нише монастырской часовни, но после обрушения монастыря упал и разбился, мощи были найдены рядом с ним).

В настоящее время проведён ДНК-анализ мощей, но по-прежнему необходим ДНК-анализ той части мощей, которая находится в Грузии, для того чтобы можно было с уверенностью сказать, что эти фрагменты действительно принадлежат Кетеван.

Царица Кетеван - героиня ряда произведений как грузинских (в том числе написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.

Напишите отзыв о статье "Кетеван Мученица"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кетеван Мученица

– Это тоже здесь... Только чуточку ниже, – успокоила её я. – Вот увидите, сейчас мы его найдём.
Мы «проскользнули» чуть глубже, и я уже готова была увидеть обычную «жутко-гнетущую» нижнеастральную реальность, но, к моему удивлению, ничего похожего не произошло... Мы попали в довольно таки приятный, но, правда, очень хмурый и какой-то печальный, пейзаж. О каменистый берег тёмно-синего моря плескались тяжёлые, мутные волны... Лениво «гонясь» одна за другой, они «стукались» о берег и нехотя, медленно, возвращались обратно, таща за собой серый песок и мелкие, чёрные, блестящие камушки. Дальше виднелась величественная, огромная, тёмно-зелёная гора, вершина которой застенчиво пряталась за серыми, набухшими облаками. Небо было тяжёлым, но не пугающим, полностью укрытым серыми, облаками. По берегу местами росли скупые карликовые кустики каких-то незнакомых растений. Опять же – пейзаж был хмурым, но достаточно «нормальным», во всяком случае, напоминал один из тех, который можно было увидеть на земле в дождливый, очень пасмурный день... И того «кричащего ужаса», как остальные, виденные нами на этом «этаже» места, он нам не внушал...
На берегу этого «тяжёлого», тёмного моря, глубоко задумавшись, сидел одинокий человек. Он казался совсем ещё молодым и довольно-таки красивым, но был очень печальным, и никакого внимания на нас, подошедших, не обращал.
– Сокол мой ясный... Тристанушка... – прерывающимся голосом прошептала Изольда.
Она была бледна и застывшая, как смерть... Стелла, испугавшись, тронула её за руку, но девушка не видела и не слышала ничего вокруг, а только не отрываясь смотрела на своего ненаглядного Тристана... Казалось, она хотела впитать в себя каждую его чёрточку... каждый волосок... родной изгиб его губ... тепло его карих глаз... чтобы сохранить это в своём исстрадавшемся сердце навечно, а возможно даже и пронести в свою следующую «земную» жизнь...
– Льдинушка моя светлая... Солнце моё... Уходи, не мучай меня... – Тристан испуганно смотрел на неё, не желая поверить, что это явь, и закрываясь от болезненного «видения» руками, повторял: – Уходи, радость моя... Уходи теперь...
Не в состоянии более наблюдать эту душераздирающую сцену, мы со Стеллой решили вмешаться...
– Простите пожалуйста нас, Тристан, но это не видение, это ваша Изольда! Притом, самая настоящая...– ласково произнесла Стелла. – Поэтому лучше примите её, не раньте больше...
– Льдинушка, ты ли это?.. Сколько раз я видел тебя вот так, и сколько терял!... Ты всегда исчезала, как только я пытался заговорить с тобой, – он осторожно протянул к ней руки, будто боясь спугнуть, а она, забыв всё на свете, кинулась ему на шею и застыла, будто хотела так и остаться, слившись с ним в одно, теперь уже не расставаясь навечно...
Я наблюдала эту встречу с нарастающим беспокойством, и думала, как бы можно было помочь этим двум настрадавшимся, а теперь вот таким беспредельно счастливым людям, чтобы хоть эту, оставшуюся здесь (до их следующего воплощения) жизнь, они могли бы остаться вместе...
– Ой, ты не думай об этом сейчас! Они же только что встретились!.. – прочитала мои мысли Стелла. – А там мы обязательно придумаем что-нибудь...
Они стояли, прижавшись друг к другу, как бы боясь разъединиться... Боясь, что это чудное видение вдруг исчезнет и всё опять станет по-старому...
– Как же мне пусто без тебя, моя Льдинушка!.. Как же без тебя темно...
Стремление выглядеть модно и стильно является для Вас одним из основных жизненных приоритетов. Ваша одежда всегда отличается нестандартностью и соответствует «последним веяниям». Не следует, однако, совершенно игнорировать известную истину, гласящую: «Лучше быть на полшага позади моды, чем на шаг впереди». Одежда должна прежде всего соответствовать моменту и подчеркивать Ваши достоинства, а не создавать их. Опять же провожают все-таки по уму, а кричащий внешний облик никак не свидетельствует о его наличии.

Совместимость имени Кетеван, проявление в любви

Кетеван, логическим завершением романтических отношений для вас является брак, создание семьи. Поэтому Вы и такие, как Вы, были и остаетесь целью матримониальных устремлений как минимум половины взрослых представителей противоположного пола. Вы серьезны, надежны и честны, для Вас неприемлемы недоговоренность, неопределенность, шаткость положения. Вы настроены проявлять заботу о любимом человеке вне зависимости от обстоятельств. И хотя Ваши чувственные проявления зачастую лишены сентиментальности, внешнего блеска и показной «красивости», всегда найдется кто-то, кто их оценит.

Мотивация

В основе Ваших душевных устремлений – желание сохранить стабильное положение, имеющийся статус. И использовать любую представившуюся возможность для усиления своих жизненных позиций. Если для этого придется потрудиться – что ж, Вы к этому готовы.

«Идеальное» устройство мира представляется Вам в виде сильно вооруженной крепости, способной выдержать любую осаду благодаря тому, что кладовые – полны, а арсенал содержится в образцовом порядке. Все «военные действия» заранее просчитаны до мелочей, и Вы готовы защищать себя и свою семью от любых внешних посягательств.

Но то, что для Вас является «незыблемой твердыней», может стать тюрьмой для других. Навязывая свои взгляды на жизнь близким, Вы ограничиваете их свободу выбора, предлагая использовать собственное готовое решение.

Берегитесь! Многие неприступные крепости пали из-за того, что кто-то из находящихся внутри захотел выйти наружу и открыл ворота. Вам следует всегда помнить о том, что Ваш выбор должен быть согласован с теми, ради кого он, в сущности, делается.



(Груз.)

Происходила из царскою рода Багратиони, дочь владетельного князя Ашотана Багратион-Мухранскаго и правнучка царя Константина III Карталинского (1469 - 1505).

После недолговременного супружества с царём Давидом I Кахетинским (также из рода Багратионов), который скончался после шестимесячнаго царствования над Кахетией, Кетевана, осталась совершенно одинокой, так как и малолетнего сына своего Теймураза она, по смутным обстоятельствам времени, отправила заложником ко двору персидского шаха Аббаса I .

В лице царицы народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страной, так как, даже в короткое время его царствования, она успела много совершить для благосостояния Кахетии: усмирила знать, привела в порядок разстроенные дела, доставила мир и благосостояние Церкви, построила несколько храмов, больниц, приютов для нищих и сирот, оградила царство от внешних враговЦарица. По смерти мужа она поселилась в одном уединенном месте и проводила время в богоугодных занятиях и чтении Священного Писания .

В заложниках у шаха был также младший брат ее мужа, Константин, прозванный Окаянным . Он принял ислам и в году по наущению шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II , и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Ради того, чтобы остаться единственным наследником царства, нечестивец попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.

Передав через послов Константина решительный отказ на его предложение, царица Кетевана обратилась к знатным кахетинцам, прося их защиты против насилия Константина, предупредив их об опасности, которая угрожает со стороны этого убийцы всему царствующему дому и всем жителям, которых он намеревается обратить в ислам , и сказала при этом, что если не помогут ей защититься от беззаконных требований Константина, то она оставит Кахетию и возвратится к своему семейству. Высшие представители кахетинского народа обещали ей защиту, и выступили со своими воинами против против Константина и разбили его. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворились мир и справедливость.

Кетевань решилась снова принять правление над царством и поселилась в городе Греми - древней столице Кахетии, находившемся у подошвы гор, отделяющих Кахетию от Дагестана . Однако вскоре, Кетевань, мысли которой давно уже были устремлены на служение одному Богу, почувствовала себя не в силах быть во главе царства, особенно же при таком трудном положении дел, какое было в то время; не имея кому передать управление, так как из всего царского дома не оставалось в живых никого, кроме ее сына, отрока Теймураза , бывшего заложником при персидском дворе, она решилась устроить его возвращение и, отправив почетное посольство с богатыми подарками к шаху Аббасу I , написала ему, что если он не возвратит ей ее сына Теймураза, то Кахетия отложится от его зависимости. Опасаясь, чтобы Кахетия не присоединилась к Турции или России , шах Аббас позволил Теймуразу возвратиться в свое царство. Велика была радость царицы Кетевани при свидании со своим сыном. В особенности она была утешена тем, что, не смотря на долгое пребывание свое при персидском дворе, он сохранил православную веру. Вскоре по прибытии его, она передала ему, как законному наследнику, управление всей страною, сама же успокоилась в уединении, предавшись теперь главной заботе о приготовлении к вечной жизни.

Но шах Аббас не оставлял мысли о подчинении ему Кахетии и, выискав коварным образом благовидный предлог, угрожал нападением на царство Теймураза и принуждал кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. Устрашенные кахетинцы обратились тогда к своему царю и просили его послать к шаху свою мать с сыном его Александром, чтобы мудрая Кетевана «укротила гнев шаха своею просьбою и умолила бы его оставить свою мысль погубить их». Со слезами передал Теймураз своей матери просьбу своих вельмож и народа. Не предвидя пользы от исполнения этого желания, опытная царица отвечала своему сыну: «ты знаешь, дитя мое, что много раз я принимала на себя бедственное положение Кахетии и не щадила себя для страны, но бесполезно будет предпринимать путешествие к шаху, потому что никакие мольбы не остановят его решение опустошить нашу страну».

Несмотря на эти слова Кетевани, народ не переставал умолять ее ехать к шаху ради спасения страны и, всегда готовая жертвовать собою, она решилась исполнить общее желание и в конце года отправилась к шаху, взяв с собою младшего внука своего, царевича Александра. Ласково принял их коварный Аббас, однако же потребовал, чтобы Теймураз выслал к нему и старшего своего сына Леона, обещая воспитывать обоих детей, как прилично их высокому роду. Напрасно предупреждала Кетевана своего сына не исполнять этого требования шаха; вынужденный народом, который в отказе уступить желанию шаха видел свою гибель, Теймураз выслал к шаху и старшего своего сына Леона.

Затем коварный шах потребовал к себе и самого Теймураза. Испуганные вельможи настаивали, чтобы он ехал к шаху. Но царь всеми силами уклонялся от этого, зная, что ему грозит неминуемая погибель. Тогда шах отправился в поход на Кахетию. «Шах двинулся на нее с огромным войском , - пишет Аракиль, армянский историк, - _и по нашествии персов страшные бедствия постигли Иверию: растление девства, смерть старцев, которых нельзя было переселить в Персию, смерть воинствующей молодежи, отказывавшейся от переселения из отечества в числе пленных, смерть иереев и диаконов, и даже епископов и монашескаго чина обоего пола и отведение их в плен, убиение малолетних, срытие святых могил и сожжение святых храмов и богатого города Греми и всех городов и сел Кахетинских». Царь Теймураз нашел в это время убежище у Имеретинского царя Георгия.

Между тем, сыновья его Леон и Александр вместе с бабкою их, царицей Кетеваной, томились в темнице в Ширазе . Оба царевича были изувечены, старший из них, не выдержав испытания, скончался. С христианскою покорностью переносила блаженная Кетевань тяжкие испытания, постигшие ее, и всеми своими чувствами и помышлениями все более и более переносилась в иной мир; темница, в которой содержалась она десять лет, сделалась для нее местом духовных подвигов, которыми приготовилась она к переходу в вечную жизнь. Неусыпными молитвами, ночными бдениями утоляла она свою душу, отрешенную от всяких земных упований. Единственным утешением служила ей возможность устроить в овоей темнице маленькую церковь, в которой духовник ее ежедневно совершал литургию.

Десять лет томилась царица Кетевана в темнице. Наконец, настало для нее последнее испытание: шах, давно настаивавший на том, чтобы она отреклась от веры Христовой, ублажая ее всякими блистательными обещаниями, прислал объявить ей окончательно свою волю, чтобы она или отреклась от веры христианской, или готовилась принять жестокие мучения и смерть.

Раба Христова не смутилась словами посланнаго от шаха: «Скажи пославшему тебя, - ответила она ему, - что ни смерть, ни жизнь и ничто не может разлучить меня с Христом Богом моим, и невозможно для меня оставить веру мою православную, ради которой готова я принести себя в жертву», и в молчании выслушав дальнейшие убеждения градоначальника, попросила его оставить ее одну на некоторое время, сама же, удалившись в свою темничную церковь, излилась перед Богом в пламенной молитве, чтобы простил ее, укрепил, был помощником сыну ее Теймуразу и «совершающим память ее подавал всегда утешение сердечное». Затем, причастившись Святых Таин и осенив себя крестным знамением, вышла к мучителям своим и сказала им: «Делайте, что замыслили, я готова на все мучения ».

И тогда начались страшные истязания над царицей-мученицей, одно зрелище которых трудно было перенести, так что и сам градоначальник, пораженный до слез, поспешил удалиться. Служители царицы поколебались душою и умоляли ее пощадить свою жизнь. Сам иерей, духовник Кетеваны, смутился при виде истязаний раскаленными орудиями, и когда и его привели на площадь, где пылал костер для исповедников Христовых, готов был уступить настояниям персов. «Чего смущаешься, Имеретин? - громко и повелительно обратилась к нему непоколебимая в твердости Кетевана, - пришло время засвидетельствовать имя Христово! Разве кто-нибудь из отрекшихся от Христа остался вечно жить на земле? Разве не лучше поспешить уйти из этого мира туда, где вечный покой и вечная радость?... Причастимся страданиям Христовым, чтобы причаститься и воскресению Его! »

Эти слова мучевицы Христовой мгновенно, как огнем, попалили малодушие в сердцах, готовых отступить от святых верований, и все воспрянули исповедниками истины и твердо приняли мученическую смерть.

Истязания же Кетевани продолжались. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября года.

Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Шах повелел тело святой вынести за город и бросить в болото, в которое сбрасывали все городские нечистоты. Небесный свет не переставал и тут стоять над телом блаженной Христовой рабы.

Ночью христиане тайно вынули из непотребного места тело святой, положили в гроб и предали до времени погребению. Спустя ровно год после кончины великомученицы открыли могилу и, к своему ужасу, не нашли ее останков. Царь Теймураз говорит, что латинские монахи, бывшие тогда при дворе персидском, принесли шаху очень крупную сумму денег и просили, чтобы он повелел дать им тело мученицы, но шах не хотел и слышать об этом. Тогда они стали тайно разыскивать тело и, наконец, после долгих поисков, нашли могилу ее. Они вынули мощи великомученицы, подвергая опасности свою жизнь, тайно заказали гроб, положили в него честное тело страдалицы Христовой и сохраняли у себя до времени.

Спустя семь месяцев после разорения Кахетии царь Теймураз вернулся из Имеретии и принял снова бразды правления. Латинские монахи Августинского ордена, чтобы приобрести расположение царя, утвердиться в Грузии и затем распространить там свою ересь, отделили от мощей честную главу и правую руку и послали в дар царю Теймуразу I. Царь, услышав, что к нему везут бесценный дар, вышел с патриархом

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ке-те-ва-на про-ис-хо-ди-ла из цар-ского ро-да Баг-ра-ти-о-ни и бы-ла пра-внуч-кой ца-ря Кар-та-лин-ско-го Кон-стан-ти-на (1469-1505). Став су-пру-гой Да-ви-да, на-след-ни-ка ца-ря Ка-хе-тин-ско-го Алек-сандра II (1577-1605), она са-ма пра-ви-ла цар-ством. Глу-бо-кое бла-го-че-стие ца-ри-цы про-яви-лось в осо-бен-ном по-пе-че-нии о нуж-дах Гру-зин-ской Церк-ви, в по-стро-е-нии хра-мов, при-ютов и стран-но-при-им-ных до-мов. По-сле смер-ти му-жа свя-тая Ке-те-ва-на по-се-ли-лась в уеди-не-нии.

Брат ее му-жа Кон-стан-тин (про-зван-ный Ока-ян-ным) при-нял ма-го-ме-тан-ство и по на-у-ще-нию ша-ха Аб-ба-са I по-до-слал убийц к пре-ста-ре-ло-му от-цу, ца-рю Алек-сан-дру II, и бра-ту его Ге-ор-гию. Со-вер-шив пре-ступ-ле-ние, Кон-стан-тин ве-лел по-ло-жить те-ла уби-тых на вер-блю-дов и от-пра-вить их к ца-ри-це Ке-те-ване. Ужас-нув-шись зло-де-я-нию, ца-ри-ца опла-ка-ла без-вин-ных стра-даль-цев и по-хо-ро-ни-ла их в Алаверд-ском со-бо-ре. Нече-сти-вец, од-на-ко, по-сяг-нул на ее чест-ное вдов-ство и по-про-сил ее ру-ки, при-гро-зив в слу-чае от-ка-за при-нуж-де-ни-ем.

Ца-ри-ца Ке-те-ва-на со-бра-ла ка-хе-тин-цев и вы-сту-пи-ла про-тив Кон-стан-ти-на, раз-би-ла ве-ро-от-ступ-ни-ка и нече-стив-ца. Он на-шел бес-слав-ную смерть со мно-же-ством пер-сид-ско-го вой-ска. Под муд-рым прав-ле-ни-ем ца-ри-цы Ке-те-ва-ны в Ка-хе-тии во-дво-ри-лись мир и спра-вед-ли-вость. Шах Аб-бас I воз-вра-тил ей сы-на Тей-му-ра-за, ко-то-рый хо-тя и жил несколь-ко лет при его дво-ре в ка-че-стве за-лож-ни-ка, но со-хра-нил пра-во-слав-ную ве-ру в чи-сто-те. Впо-след-ствии шах Аб-бас, угро-жая Гру-зии опу-сто-ше-ни-ем, при-ну-дил ка-хе-тин-ских фе-о-да-лов к вы-да-че знат-ных за-лож-ни-ков. В их чис-ле по доб-ро-воль-но-му со-гла-сию ока-за-лась и ца-ри-ца Ке-те-ва-на. Же-лая от-вра-тить бе-ды от гру-зин-ско-го на-ро-да и Свя-той Церк-ви, она при-бы-ла в Ис-па-гань. Шах Аб-бас пред-ло-жил бла-го-вер-ной ца-ри-це при-нять ма-го-ме-тан-ство, но по-лу-чил ре-ши-тель-ный от-каз. То-гда ца-ри-ца Ке-те-ва-на бы-ла бро-ше-на в тем-ни-цу, где про-ве-ла де-сять лет, ис-пол-нен-ных му-чи-тель-ны-ми стра-да-ни-я-ми. Ни па-ко-сти от пер-сид-ских при-двор-ных, ни хит-рые пред-ло-же-ния ша-ха воз-ве-сти ее в ца-ри-цы пер-сид-ско-го го-су-дар-ства, ни пред-ла-га-е-мые ей ве-ли-кие со-кро-ви-ща, ни про-ше-ния и мо-ле-ния при-двор-ных и пер-сид-ской зна-ти по-ща-дить се-бя, про-из-не-ся лишь од-но хуль-ное сло-во на Хри-ста, - ни-что не мог-ло по-ко-ле-бать стра-да-ли-цы Хри-сто-вой. Ее пы-та-ли рас-ка-лен-ны-ми кле-ща-ми, по-ве-сив кре-сто-об-раз-но на де-ре-ве. На го-ло-ву свя-той му-че-ни-цы на-де-ли рас-ка-лен-ный до-крас-на же-лез-ный ко-тел. Гу-стой дым от за-го-рев-ших-ся во-лос и всей го-ло-вы под-нял-ся вверх, и бла-жен-ная му-че-ни-ца пре-да-ла Бо-гу свя-тую свою ду-шу 13 сен-тяб-ря 1624 го-да.

Три свет-лых стол-па, опу-стив-ши-е-ся на те-ло свя-той Ке-те-ва-ны, зна-ме-но-ва-ли ее ду-хов-ную по-бе-ду. Мо-щи свя-той ца-ри-цы Ке-те-ва-ны бы-ли пе-ре-не-се-ны в Рим, в со-бор свя-то-го апо-сто-ла Пет-ра, мо-на-ха-ми Ав-гу-стин-ско-го ор-де-на, быв-ши-ми сви-де-те-ля-ми ее ис-по-вед-ни-че-ско-го по-дви-га. Ча-сти мо-щей (чест-ная гла-ва и пра-вая ру-ка му-че-ни-цы) бы-ли пе-ре-да-ны ав-гу-стин-ски-ми мо-на-ха-ми ца-рю Тей-му-ра-зу I и по-ло-же-ны под пре-сто-лом Алаверд-ско-го со-бо-ра свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ге-ор-гия в Ка-хе-тии. Ка-то-ли-кос-пат-ри-арх За-ха-рия (1613-1630) при-чис-лил ве-ли-ко-му-че-ни-цу к ли-ку свя-тых и уста-но-вил ее па-мять 13 сен-тяб-ря.

Молитвы

Тропарь великомученице Кетеване, царице Кахетинской

А́гница Твоя́, Иису́се, Кетева́на,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Кетевана взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак великомученице Кетеване, царице Кахетинской

Храм твой всечестны́й/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Кетева́но, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Кетевана, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»

Молитва великомученице Кетеване, царице Кахетинской

О, светоза́рное свети́ло Це́ркве И́верския, страстоте́рпице сла́вная, великому́ченице цари́це Кетева́не! Освети́ ду́шу мою́, мно́гими грехми́ потемне́нную, утверди́ и наста́ви мя́, благоуха́ние ра́йское, похвало́ и украше́ние и́верское, приведи́ мя́ моли́твами твои́ми и всеси́льным хода́тайством ко Престо́лу Отца́ Небе́снаго, немощны́х ча́д свои́х лю́бящаго, и соде́лай мя́, о чадолюби́вая ма́ти, граждани́ном Го́рняго Иерусали́ма! Раствори́ ча́шу го́рестей мои́х утеше́нием небе́сным и приими́ от мене́, све́те оче́й мои́х и ра́досте души́ моея́, сладкопе́ние сие́: Ра́дуйся, же́мчугом небе́сным благода́ти Бо́жией украше́нная; ра́дуйся, кре́пкая засту́пнице и хода́таице наро́да твоего́! Ра́дуйся, все́м па́дшим бы́строе услы́шание и подая́ние по́мощи; ра́дуйся, цари́це, за пресла́дкое и́мя Го́спода Иису́са в темни́це заключе́нная! Ра́дуйся, зако́на и обы́чая Магоме́това посрами́тельнице; ра́дуйся, уничтожи́тельнице кова́рных за́мыслов христобо́рцев! Ра́дуйся, подо́бно А́нгелу ко Престо́лу Жениха́ твоего́ возлете́вшая; ра́дуйся, сожи́тельнице небожи́телей! Ра́дуйся, ро́зо ра́йская, Це́рковь Правосла́вную благоуха́ющая; ра́дуйся, ка́меню драги́й, украша́яй коро́ну и престо́л и́верский! Ра́дуйся, порфи́ро злата́я, похвале́ние царе́й и наро́да и́верскаго; ра́дуйся, души́ моея́ утеше́ние! Ра́дуйся, пресла́дкая наде́ждо моя́ на спасе́ние; ра́дуйся, ю́ности моея́ украше́ние! Ра́дуйся, освяще́ние ста́рости моея́; ра́дуйся, сопу́тнице души́ моея́ посреде́ го́рьких возду́шных мыта́рств! Ра́дуйся, сладкоимени́тая Кетева́не, вели́кая засту́пнице и ско́рая помо́щнице!

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!