Когда можно работать без ккт. Кто может работать без кассы, а кто обязан ее иметь? Обязанность покупателей пробивать кассовый чек

С 1 июля 2017 года большинство ИП и компаний перейдут на новые ККМ с функцией онлайн передачи данных. Отсрочку на год получат ИП и организации, оказывающие услуги населению и выписывающие БСО, а также предприниматели, применяющие вмененную и патентную системы налогообложения. Также, для определенных видов деятельности, законом предусмотрено полное освобождение от применения онлайн касс.

С июля 2018 года начинается массовый переход на применение новой кассовой техники, позволяющей передавать сведения в режиме онлайн в налоговую инспекцию. Несмотря на то, что большая часть предпринимателей обязана перейти на новый порядок уже этим летом, закон предусматривает для отдельных групп налогоплательщиков отсрочку до 2018 году, а для части предпринимателей и вовсе предоставляет возможность не переходить на применение новой техники.

Перечень организаций и ИП, кому не нужны онлайн кассы приведен в ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Рассмотрим вкратце, кто имеет право на отсрочку перехода, а кто и вовсе может не переходить на новый порядок расчетов с покупателями.

Кто может не применять новые ККТ до 2018 года

  • Организации и ИП на ЕНВД;
  • ИП, применяющие ПСНО;

С июля 2018 года вмененщики и предприниматели на патенте должны будут перейти к применению новой ККТ.

  • Компании и и выдающие БСО вместо кассового чека;

Примечание: система налогообложения в данном случае роли не играет. С 1 июля 2018 года указанные категории бизнесменов должны будут либо перейти на применение онлайн кассы, либо начать выдавать БСО в новом, электронном виде. Новые БСО также, как и онлайн чеки будут направляться либо на электронную почту покупателю, либо, в виде сообщения, на телефон.

  • Вендинговый бизнес;

С июля 2018 года на торговые автоматы необходимо будет установить специальное оборудование.

  • Предприниматели, .

С июля 2018 года данной группе бизнесменов также будет необходимо установить новую технику, позволяющую направлять чек покупателю по электронной почте.

Таблица № 1. Сроки перехода на новые ККМ

* Примечание: Если компания или ИП на ОСНО или УСНО оказывает услуги населению и выдает БСО перейти на новые кассы они могут с июля 2018 года.

Кто полностью освобожден от онлайн касс

Полный перечень видов деятельности, по которым можно не применять онлайн кассы, приведен в ст. 2 закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ

Таблица № 2. Кто освобожден от онлайн касс

Оказываемые услуги Примечание
Реализация газет и журналов, а также сопутствующих товаров в киосках Доля продажи газет и журналов должна быть не менее половины от общего числа продаж. При этом необходимо раздельно вести учет реализации газет и журнал и сопутствующих товаров
Реализация ценных бумаг
Продажа билетов для проезда в общественном транспорте Продажа билетов должна осуществляться либо водителем, либо кондуктором в салоне транспортного средства
Услуги общественного питания для учащихся и работников образовательных учреждений Питание должно оказываться в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы
Торговля на рынках, ярмарках и выставочных центрах Исключение составляют магазины, павильоны, палатки, киоски, автолавки и автомагазины, расположенные на территории указанных мест
Разностная торговля Торговля должна осуществляться в пассажирских поездах, за исключением продажи технически сложных товаров, требующих особых условий хранения
Торговля мороженным и разливными безалкогольными напитками в киосках
Торговля из цистерн квасом, молоком, маслом, рыбой, керосином, живой рыбой, а также продажа овощей вразвал
Прием стеклотары и утильсырья от граждан Исключение составляет прием металлолома и драгметаллов
Обувная мастерская Ремонт и покраска обуви
Изготовление ключей, ремонт часов и прочей металлической галантереи
Услуги сиделки Уход за больными и пожилыми людьми, детьми
Вспахивание огородов и рубка дров
Услуги носильщиков
Сдача в аренду ИП, имущества, принадлежащего ему на праве собственности
Ведение деятельности в труднодоступных и удаленных от сетей связи местностях Обязательным условием является включение территории, на которой ведется деятельность, в перечень труднодоступных местностей, утверждаемый органом госвласти данного субъекта
ИП и организации, осуществляющие расчеты в безналичном порядке Перечисление средств должно осуществляться непосредственно на расчетный счет

Подводя итоги вышесказанному, вкратце обозначим, кто освобожден от ККТ в 2017 году, а кто обязан перейти на них уже этим летом.

Физическое лицо при статуса индивидуальный предприниматель (ИП) помимо сбора документации должно решить, может ли оно работать без кассы. Правила применения кассового аппарата регламентируются Законом № 54-ФЗ . О том, когда возможна деятельность ИП без кассового аппарата и какие поправки в федеральный закон внес президент в 2016 году, подробнее узнаете в нашей статье.

Когда касса не нужна

Работать без кассового аппарата разрешено индивидуальным предпринимателям, выбравшим особые системы налогообложения:

  • (единый налог на вмененный доход).
  • (патент).
  • (упрощенная система) – есть некоторые исключения, которые рассмотрим ниже.

Работать без кассового аппарата разрешено индивидуальным предпринимателям, выбравшим особые системы налогообложения.

Льготы, установленные законодательством, дают право ИП самостоятельно решать, работать без кассы или все же потратить время и деньги на ее оформление. Впрочем, это не значит, что без кассы прием средств у покупателя за товар или услугу не имеет контроля. ИП вправе выбрать один из других вариантов оформления денежных отношений с клиентами:

  • Кассовый чек.
  • Бланк строгой отчетности (БСО).
  • Квитанция.
  • Накладная.

Бумажный документ, оформленный по всем правилам, выдается по требованию покупателя. Несмотря на это, многие предприниматели используют свои бланки, что позволяет контролировать передвижение товара. Если покупатель обращается по вопросам возврата или гарантии с чеком, проблем в установлении факта покупки не возникает.

Чтобы облегчить работу продавцам и вести контроль над их работой, некоторые ИП предпочитают ставить ККМ (контрольно-кассовую машину) в своих торговых точках. Современное программное обеспечение в сфере торговли позволяет избежать лишних затрат на и обслуживание кассы.

Можно установить специальную программу для розничной торговли на компьютер и полностью автоматизировать работу точки. Это дешевле, к тому же программа самостоятельно списывает товар из складских остатков и распечатывает чек для покупателя.

Специфика использования кассы на УСН

Индивидуальный предприниматель, выбравший при регистрации ЕНВД или ПСН, может работать без кассового аппарата, если для этого есть основания. Таковыми могут быть направления бизнеса, полностью или большей частью связанные с наличным расчетом: как правило, это розничная торговля и оказание услуг. Именно эти условия диктуют необходимость применения ККМ или отказа от нее.

Если с физическими лицами при наличном расчете можно использовать любые бланки (БСО, товарный чек, квитанцию), юридическому лицу при оплате товара или услуги наличными необходимо выдать кассовый чек. Работая в режиме b2b, предприниматель обязательно должен установить кассу.

Для ИП на УСН есть определенные виды деятельности, которые также не требуют применения ККМ:

  • Палаточная торговля от фруктов и овощей до различных сувениров, книг, промышленных товаров.
  • Сфера питания школьников, студентов, преподавателей.
  • Продажа мороженого, разливных напитков на улице, в палатках.
  • Прием стеклотары и другого сырья.

Полный перечень может меняться в соответствии с региональными особенностями, поэтому уточняйте этот момент в налоговой.

Изменения в правилах применения кассы ИП

Поправки к Закону № 54 были подписаны президентом в июле 2016 года. Разработка проекта по модернизации деятельности ИП и отчетности в ФНС велась давно. Программа запущена в 2017 году.

Правительство решило упростить регистрацию контрольно-кассовой техники (ККТ), чтобы предприниматель не терял времени на эту процедуру. Вся работа переводится в электронный вариант. Отчет о каждой продаже через оператора будет передаваться в электронном виде в ФНС.

Также предусмотрен вариант отправки дубликата чека по требованию покупателя на его электронный адрес. Распечатать такой чек не составит труда, что позволит упростить процедуру обращения по гарантии или возврату, если утерян чек.

Есть предположения (не имеющие подтверждений до выхода новой версии закона), что в связи с упрощением процедуры регистрации индивидуальные предприниматели лишатся права самостоятельно выбирать, нужен ИП кассовый аппарат или нет.

Новые требования к кассовым аппаратам

Особенность современного ККТ в необходимости подключения к интернету и автоматической записи информации без возможности ее коррекции владельцем. Вместо электронной ленты оборудование будет оснащаться специальным накопителем, информация с которого будет поступать напрямую в ФНС. При отсутствии такого отчета налоговая инспекция может в короткие сроки назначить внеплановую проверку деятельности ИП.

В идеале предприниматель приобретет более простую отчетность, а налоговые органы добьются большей прозрачности предпринимательской деятельности. Правда, сроки введения новых кассовых аппаратов пока неизвестны. Они находятся в стадии разработки и тестирования.

Сроки введения новых кассовых аппаратов пока неизвестны.

Подведем итог

Таким образом, сегодня ИП, находящийся на льготном налогообложении, может самостоятельно выбрать ККТ или специальные бланки, заменяющие кассовый чек.

Ответ на вопрос, можно ли ИП работать без кассового аппарата, зависит от нескольких факторов. Самые значимые из них – форма налогообложения и специфика сферы деятельности предпринимателя.

Пока в силу не вступили изменения в закон о применении ККТ, предприниматель может действовать на прежних условиях. Принять правильное решение потребуется, когда новая редакция ФЗ № 54 обяжет ИП устанавливать модернизированную систему ККМ.

Многие индивидуальные предприниматели после регистрации задаются вопросом - нужен ли им кассовый аппарат. Согласно закону о контрольно-кассовой технике, все предприятия должны применять ККМ. Однако в любом правиле есть исключения.

Касса и система налогообложения: есть ли связь

Новый порядок применения контрольно-кассового оборудования сегодня отличается для каждой из категорий предпринимателей в зависимости от выбранного налогового режима. Ранее многие бизнесмены могли не пользоваться кассовым аппаратом, оформляя продажи лишь бланками строгой отчётности или товарными чеками. В связи с тем, что на патенте и ЕНВД при взимании налога учитывается возможная годовая прибыль, все торгующие на данной системе могли не применять ККМ.

В 2018 году ФНС не регистрирует кассы старого образца

По-другому обстоят дела с упрощённой системой налогообложения, ОСНО и ЕСХН, поскольку для расчёта облагаемого налога используются реальные данные о доходах организации. Ранее вся необходимая информация фиксировалась в памяти ЭКЛЗ кассового аппарата. По новым законам организации с ОСНО и УСН обязаны использовать онлайн-кассы.

Применение онлайн-касс на ЕНВД и патенте необязательно до 1 июля 2018 года. Эти же категории бизнесменов (ИП и юрлица) вправе не использовать ККТ до 1 июля 2019 года, если они:

  • оказывают бытовые или ветеринарные услуги,
  • занимаются ремонтом, мойкой или техническим обслуживанием автомототранспортных средств,
  • распространяют наружную рекламу и пр. (см. пп. 1–5, 10–14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Для индивидуальных предпринимателей (ЕНВД и патент) существует возможность не применять ККТ до 01.01.2019 года в следующих случаях:

  • ИП не имеет работников по трудовым договорам и занимается:
    • розничной торговлей,
    • оказанием услуг общественного питания,
    • иной деятельностью, перечисленной в пп. 6–9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и в пп. 45–48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ .
  • ИП занимается (требования к наличию/отсутствию сотрудников не установлены):
    • ремонтом, чисткой, окраской и пошивом обуви;
    • оказанием парикмахерских или косметических услуг;
    • оказанием фото услуг;
    • ремонтом мебели;
    • прочими видами деятельности, перечисленными в пп. 1–15, 18–28, 30–44, 49–58, 60–63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ .

Видео: о необходимости применения ККМ

Категории предпринимателей, которые могут не приобретать кассовый аппарат

Согласно нормативному акту №54-Ф3 любая организация, осуществляющая продажу услуг или товаров за наличный, безналичный или электронный расчёт, должна применять кассовый аппарат. В том же законе приведён ряд исключений, согласно которым не применять ККМ можно:

  • если организация оказывает услуги населению, но в этом случае предусмотрены условия - организация должна быть обеспечена БСО в соответствии с требованиями Правительства РФ;
  • при ЕНВД и патенте, однако предприниматель обязан выписать товарный чек или иной документ по требованию покупателя (условие действительно до 1.07.2018 и до 01.07.2019 гг., как уже упоминалось выше);
  • организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в соответствующем перечне (при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета);
  • в случае, если вид деятельности предпринимателя приведён в перечне ниже.

Любая платная предоставляемая услуга или продукция должна быть зафиксирована посредством ККМ

И также освобождены от обязательного применения кассовых аппаратов предприниматели, осуществляющие деятельность по:

  • продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утверждён органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учёт торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведётся раздельно;
  • реализации ценных бумаг;
  • продаже лотерейных билетов;
  • реализации проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечению питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведённых для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определённых условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищённых от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой плёнкой, парусиной, брезентом);
  • продаже в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утверждённом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговле из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приёму от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях, и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продаже по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Видео: использование ККМ

Штраф за отсутствие кассового аппарата

Если индивидуальный предприниматель не применяет кассовый аппарат в процессе своей деятельности, это влечёт за собой штраф в определённом объёме. Ранее штраф для ИП варьировался от 4 000 до 6 000 рублей. На данный момент всё стало более серьёзно и неиспользование ККТ может быть чревато для индивидуального предпринимателя даже приостановлением деятельности.

За нарушения закона о применении контрольно-кассовой техники предусмотрены штрафы

Таблица: штрафы за неправильную работу с ККМ

Нарушение Наказание
Продажа товаров, продуктов без онлайн-кассы в тех случаях, когда онлайн-касса обязательно должна применяться. Правонарушение совершено впервые. Штраф на должностное лицо (директор, замдиректора), а также на ИП: От 25 до 50% суммы, на которую продали товаров, продуктов, услуг без применения онлайн-кассы. Но не меньше 10 000 рублей.
На ООО штраф будет следующий: От 75 до 100% суммы выручки, полученной без применения онлайн-кассы. Но не менее 30 000 рублей.
Повторное нарушение: неприменение онлайн-кассы, когда она должна применяться строго по закону. При этом сумма выручки без кассы должна быть от 1 миллиона рублей и больше. Должностные лица (директор, замдиректора) – дисквалификация, то есть, запрет занимать эту должность на срок от 1 до 2 лет. ООО и ИП: приостановка деятельности на срок до 90 дней. В том случае, когда выручка без онлайн-кассы при повторном нарушении не превысила 1 миллиона рублей, скорее всего, придётся второй раз заплатить штраф, указанный в предыдущем пункте, так как в КОАПП это чётко не прописано и не конкретизировано.
Применение онлайн-кассы с нарушениями. Такими нарушениями могут быть:
  • онлайн-касса не зарегистрированная, как положено на сайте ФНС;
  • онлайн-касса, в которой нет фискального накопителя или этот фискальный накопитель есть, но он вовремя не заменён;
  • кассовый аппарат не имеет возможности печатать кассовые чеки с QR-0 кодом и ссылками на интернет-ресурс по проверке кассовых чеков;
  • другие аналогичные нарушения.
Предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей.
ИП и ООО должны предоставлять в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники в налоговую службу определённые документы. Если эти документы не предоставлены, это карается штрафом. Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей.
ООО или ИП не предоставили покупателю кассовый чек в электронном виде или в бумажной форме. Предупреждение или штраф в 2000 рублей.

Штрафы за продажу алкогольной продукции без кассового аппарата

Сегодня каждый бизнесмен обязан применять онлайн-кассу в случае, если одним из направлений деятельности является продажа алкоголя.

Продажа алкогольной продукции без применения ККМ карается штрафом

Нельзя продавать без кассы не только крепкие спиртные напитки, но и пиво. За нарушение правил использования ККТ предусмотрены наказания:

  • для индивидуального предпринимателя и юридических лиц - 75–100 процентов от расчётной суммы, но не менее 30 000 руб.;
  • для иных должностных лиц - 25–50 процентов от расчётной суммы, но не менее 10 000 руб.

Безусловно, покупка, регистрация и обслуживание кассового аппарата обходятся недешево, однако нарушение закона о применении ККМ влечёт за собой более серьёзную ответственность. Размеры штрафов могут в несколько раз превышать сумму, которую вы потратите на обслуживание контрольно-кассовой техники, поэтому не следует рисковать.

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Нормы права, влияющие на актуальный перечень лиц, работающих без ККТ

В июле 2016 года основной документ, регулирующий вопросы использования ККТ (закон «О кассовой технике» от 22.05.2003 № 54-ФЗ), подвергся весьма серьезным обновлениям, внесенным в него законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ (называемым также законом об онлайн-кассах). Одним из этих новшеств оказался скорректированный перечень оснований, дающих право на неприменение кассового аппарата (ст. 2 закона 54-ФЗ).

Обновление вышеупомянутого перечня произошло как за счет включения в него новых оснований, так и исключения из него ряда прежних. Исключение из списка не означало немедленного начала применения касс. Для всех, кого постигла такая участь, устанавливался особый срок, соответствовавший одной дате — 01.07.2018, с которой использование касс расценивается как обязательное.

В то же время для оснований, дополнительно включенных в список, особых оговорок относительно даты начала применения закон 290-ФЗ не содержал. То есть лица, пополнившие перечень освобождаемых от необходимости использовать ККТ, могли воспользоваться такой преференцией практически сразу — по истечении 10 дней с момента публикации текста этого закона.

В конце 2017 года ст. 7 закона 290-ФЗ, посвященная срокам вступления в действие его положений, подверглась корректировке (закон «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 337-ФЗ), в силу которой для ряда лиц, имевших право на отсрочку возникновения обязанности применять кассу, этот срок сдвинулся еще на 1 год (до 01.07.2019).

Таким образом, в 2019 году неприменение ККТ доступно не только лицам, для которых освобождение предусмотрено законом 54-ФЗ, но и имеющие отсрочку для начала обязательного применения этой техники. Причем сроки завершения отсрочки характеризуют две разных даты.

Реестр, содержащийся в законе о кассовой технике

Если буквально следовать положениям ст. 2 закона № 54-ФЗ, то можно обнаружить, что:

  1. Онлайн-кассы не подлежат использованию:
    • кредитными организациями (п. 1 ст. 2);
    • при расчетах монетой в устройствах без электронных компонентов (п. 1.1 ст. 2);
    • при безналичных расчетах между ИП и юрлицами (с учетом условий, приведенных в п. 9 ст. 2);
    • организациями, осуществляющими полномочия органов власти (с учетом условий, приведенных в п. 10 ст. 2).
  2. Онлайн-кассы вправе не использовать:
    • любые ИП или юрлица, при осуществлении видов деятельности, поименованных в п. 2. ст. 2;
    • ИП на ПСН, при соблюдении условий, перечисленных в п. 2.1 ст. 2;
    • ИП, уплачивающие налог на профдоход (п. 2.2 ст. 2);
    • ИП или юрлица в отдаленных и труднодоступных местностях (с учетом условий, указанных в п. 3 ст. 2);
    • аптечные организации (при соблюдении условий по п. 5 ст. 2);
    • религиозные организации (п. 6 ст. 2);
    • библиотеки (перечисленными в п. 11 ст. 2).

Положения п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ разрешают не использовать ККТ лицам, продающим:

Не знаете свои права?

  • газеты, журналы и иную продукцию через предназначенные для такой торговли киоски при условии, что продажа газет и журналов составляет не меньше 50% от всего объема реализации;
  • бумаги, рассматриваемые как ценные;
  • документы на проезд, если это осуществляется в салоне общественного транспорта;
  • товары на рынках, ярмарках, выставках, но не в специально оборудованных для этого местах;
  • способом вразнос или вразвал;
  • мороженое или напитки безалкогольного состава в разлив в киосках;
  • товары из автоцистерн;
  • продукцию народных художественных промыслов при условии, что их реализует сам производитель;
  • оказывающим услуги:
  • по обеспечению питанием персонала образовательных учреждений и обучающихся во время учебного процесса;
  • приемке от населения стеклянной посуды и утильсырья (исключая металлолом, драгметаллы и драгоценные камни);
  • ремонту и покраске обуви;
  • созданию и ремонту металлической галантереи и ключей;
  • присмотру и осуществлению ухода за нетрудоспособными лицами;
  • вспашке земли под огороды и распилу дров;
  • переносу вещей в местах отправления транспорта дальнего следования;
  • сдаче в аренду имеющегося у ИП в собственности жилья;
  • выполнению религиозных церемоний на специально выделенных для этого территориях;
  • ведущим деятельность:
  • в местностях, определяемых регионами как отдаленные или труднодоступные;
  • сельских поселениях в связи с торговлей аптечной продукцией;
  • осуществляющим расчеты:
  • через принадлежащие банкам электронные платежные устройства;
  • через интернет (кроме платежей, проходящих между юрлицами, юрлицом и ИП или ИП между собой).

Освобождение не будет действовать, если юрлицо или ИП при имеющих место расчетах пользуется автоматическим устройством, а также продает товары, облагаемые акцизами (п. 8 ст. 2 закона 54-ФЗ).

Лица с правом более позднего начала обязательного использования касс (в том числе до 2020-2021 годов)

Удаленными из списка лиц, освобождаемых от применения ККТ, в результате поправок, сделанных в законе 54-ФЗ законом 290-ФЗ, оказались те, кто:

  • выполняет услуги для населения, оформляя при этом БСО (при условии печати БСО на онлайн устройствах с 01.07.2019 года);
  • применяет ЕНВД;
  • являясь ИП, работает на патентной системе;
  • торгует почтовыми марками и билетами лотерей по их номинальной стоимости;
  • продает чайную продукцию в поездах;
  • осуществляет продажи, задействуя для этого торговые автоматы.

Исходный вариант текста закона 290-ФЗ в качестве даты начала обязательного использования ККТ устанавливал для всех вышеперечисленных лиц 01.07.2018.

Результатом внесенных в него законом 337-ФЗ изменений стало выделение из этого перечня ряда плательщиков, для которых срок начала применения ККТ оказался сдвинут на 01.07.2019. Это:

  • плательщики ЕНВД и применяющие патентную систему ИП, если они работают в сферах, отличающихся от торговли в розницу, услуг общепита и реализации с применением торговых автоматов;
  • ИП на ЕНВД, работающие в рознице или в общепите без наемных сотрудников;
  • ИП на патенте, занятые в рознице, общепите или продажах через торговые автоматы, при условии их работы в одиночестве;
  • юрлица и ИП, осуществляющие оказание услуг, выполнение работ для населения с оформлением БСО, но только не в общепите, причем для ИП ограничение в части общепита действует только тогда, когда у него есть наемные работники;
  • ИП, занимающиеся продажей через торговые автоматы и делающие это в одиночестве.

Появление у ИП на патенте, работающего в одиночестве в сфере розницы, общепита или продаж с применением торговых автоматов, наемного персонала потребует оперативной (в срок до 30 дней) регистрации кассы.

С 07.06.2019 вступил в действие закон «О внесении изменений…» от 06.06.2019 № 129-ФЗ, в соответствии с которым любой ИП без работников (вне зависимости от системы налогообложения), реализующий товары собственного производства (либо оказывающий услуги) вправе отсрочить внедрение онлайн-касс до 1 июля 2021 года. Неофициально при обсуждении законодательных инициатив, связанных с введением данной преференции, говорилось, что отсрочка будет только до 2020 года. Но депутаты по факту дали ИП заметно более длительную преференцию. Подробности читайте .

В 2019 году неприменение ККТ возможно в соответствии с положениями трех законов:

  • 54-ФЗ, содержащего перечень оснований, которые дают право не применять кассу;
  • 290-ФЗ, предоставляющего отсрочку для начала обязательного использования кассы лицам, которые после внесения поправок в закон 54-ФЗ были исключены из числа освобождавшихся от необходимости применять ККТ;
  • 129-ФЗ, позволяющего не применять онлайн технику предпринимателям без наемных работников, продающих товары собственного производства или выполняющих услуги.
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!