Рылеев кондратий федорович краткая биография. Доклад: Рылеев К.Ф
Чаще всего о Кондратии Федоровиче Рылееве говорят, конечно, как об одном из руководителей восстания декабристов. Сложись события декабря 1825 года иначе - и он стал бы одной из важнейших фигур в истории России. Но вышло иначе, и Кондратий Рылеев был казнён в числе пяти лидеров восстания 13 (25 по новому стилю) июля 1826 года. Он был одним из тех казнённых, которых не выдержала верёвка, и повешение пришлось производить повторно. «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!» - таковы были его последние слова. Расположение его могилы неизвестно.
Однако Рылеев знаменит и как поэт. Кондратий Рылеев стихи писать начал достаточно поздно, незадолго до смерти, но успел стать классиком русской литературы. После приговора большая часть его изданий была уничтожена, а сами произведения, разумеется, запрещены к публикации. Однако стихи Кондратия Рылеева распространялись нелегально - в рукописных списках и европейских изданиях, которые выпускали эмигранты.
Ранние годы Кондратия Рылеева
Как и все декабристы, Рылеев был человеком благородного происхождения, хотя его семья не была особенно знатной и богатой. Его отец, мелкий помещик, служил управляющим у княгини Голицыной. Кондратий Рылеев родился неподалёку от Санкт-Петербурга, в сельской местности под Гатчиной. Это произошло 18 (29 по новому стилю) сентября 1795 года.
В 1801 году Рылеева отдали в Петербургский кадетский корпус, где он проучился вплоть до 1814 года, после чего, естественно, поступил на военную службу. Ему довелось поучаствовать в заграничных походах армии. Затем Рылеев вышел в отставку и женился.
Творческая деятельность Рылеева
Кондратий Рылеев стихи, ставшие по-настоящему известными, впервые написал в 1820 году, совсем незадолго до смерти. Однако небольшое время, отпущенное ему, Рылеев сумел хорошо использовать. Состоял в «Вольном обществе любителей русской словесности», а в 1823-1825, совместно с другим декабристом Бестужевым, выпускал альманах «Полярная звезда».
Некоторые стихи Кондратия Рылеева стали песнями - например, «Смерть Ермака». С 1821 года он работал в столичной Уголовной палате, а затем - в Российско-Американской компании, крупнейшем коммерческом предприятии всего мира.
В сентябре 1825 года Рылеев был секундантом на дуэли поручика Чернова и аристократа Новосильцева, которую сам во многом и спровоцировал. Это совершенно не соответствовало обязанностям секунданта, зато отвечало политическим интересам Рылеева. Оба дуэлянта погибли, и смерть Чернова стала поводом для первой крупной демонстрации будущих декабристов - ведь причиной дуэли был конфликт на социальной почве.
В 1825 году Рылеев успел выпустить две книги - его единственные прижизненные издания. Он также работал, как поэтический переводчик. К сожалению, конец был уже близок.
Восстание декабристов
Рылеев состоял в «Северном обществе» (самой радикальной декабристской организации) с 1823 года, выступал за превращение России в республику и быстро стал одним из лидеров готовящегося восстания.
Его роль в подготовке переворота была, возможно, важнейшей - по крайней мере, в ходе следствия он брал большую часть вины на себя. Рылеев убеждал Каховского проникнуть в Зимний дворец и убить императора, но этому плану не суждено было воплотиться в жизнь. События 14 декабря 1825 года хорошо известны, и нет смысла описывать их здесь.
Рылеев не погиб от артиллеристского огня, но был арестован. Поэт рассчитывал на милость императора, но тщетно; впрочем, его (как и остальных лидеров восстания) всё же подвергли четвертованию, полагавшемуся по закону.
Poembook, 2013
Все права защищены.
РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович родился в семье небогатого помещика - поэт- декабрист.
Отец Кондратия Федоровича был, подполковник в отставке, управлявший имениями князя Голицына.
Шести лет был отдан в 1-й кадетский корпус в Петербурге, который закончил в начале 1814, получив чин прапорщика.
С 1814-15 находился за границей в составе артиллерийской бригады. Впоследствии в своих показаниях на суде Кондратий Федорович свидетельствовал, что «свободомыслием первоначально заразился... во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах». Решающее значение здесь имело пребывание в армии, освободившей Европу от диктатуры Наполеона, связь с героическим русским народом.
С 1819-1819 Рылеев служил в Конно-артиллерийской роте, стоявшей в Воронежской губернии, в Острогожске. Формирование взглядов Рылеева здесь протекало под влиянием передовой острогожской интеллигенции, злейшего разгула крепостников и произвола властей.
В декабре 1818 Кондратий Федорович оставляет службу в армии, не принимая все усиливавшийся аракчеевский режим.
В начале января 1819 Рылеев женился на дочери острогожского помещика Наталье Михайловне Тевяшевой.
В 1820 переехал в Петербург.
В январе 1821 был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы угнетенных (например, в деле разумовских крестьян, протестовавших против жестокой эксплуатации их помещиком).
В октябре 1823 он был принят в Северное тайное общество по рекомендации И. И. Пущина, сослуживца по уголовной палате.
В 1824 Рылеев перешел на службу в «Российско-Американскую торговую компанию» в качестве правителя ее канцелярии. Работая в этом, уже не государственном учреждении, Кондратий Федорович энергично ратовал в пользу экономических интересов России. Наряду со служебными делами он был занят и издательской деятельностью.
В 1822-24 Рылеев ежегодно издавал совместно с А. Бестужевым альманах «Полярная звезда».
В 1825 - сборник «Звездочка» . Эти издания, очень успешно осуществленные, служили распространению передовых идей и вместе с тем имели в виду материально поддержать нуждающихся авторов. В этих сборниках были напечатаны произведения Жуковского и Пушкина , Грибоедова и Крылова , Баратынского и самого Рылеева, Вяземского , Давыдова, Языкова , А. Бестужева, Гнедич и других.
На основе наблюдений над русской действительностью, в итоге изучения трудов французских энциклопедистов, сочинений Бентама, Монтескье, Бенжамена Констана, а также русских историков - Карамзина , Строева, Корниловича , Кондратий Федорович сложился как активный общественный деятель и революционер. Он боролся за республиканский образ правления, за освобождение крестьян, свободу книгопечатания, открытое судопроизводство, личную безопасность.
В Северном обществе он занял ведущую роль и возглавил восстание 1825. Рылеев мужественно провел последние семь месяцев своей жизни в Алексеевской равелине Петропавловской крепости. На оловянной тарелке он, по преданию, написал в тюрьме четверостишие, свидетельствующее о стойкости борца за свободу:
«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдится сих цепей,
Когда ношу их за отчизну?»
Повешен в числе пяти руководителей восстания.
В деятельности Рылеева значительное место занимала литература, которой он, как и другие декабристы, придавал большое общественное значение, видя в литературе важнейшее средство вовлечения образованных людей в круг своих идей.
Творческий путь Рылеева-поэта характерен для большинства поэтов-декабристов. Это путь от идеи личной свободы к свободе общественной. На этом пути также и осознание противоречий декабристской идеологии, и преодоление их. При всей недолговременности литературной деятельности Рылеева его творчество наиболее последовательно раскрывает внутреннюю логику развития поэта-декабриста. Вместе с тем в своем творчестве последних лет Кондратий Федорович обнаруживает отчетливое своеобразие, индивидуальную характерность стиля. Как и другие поэты, впоследствии связанные с освободительным движением на его дворянском этапе, он начинает с увлечения анакреонтикой, со следования Батюшкову, с утверждения идеалов личной свободы, жизни, замкнутой в сфере интимных отношений
«К другу» ,
«К Делии» ,
«Счастливая перемена» - 1820;
«Заблуждение» ,
«Нечаянное счастье» - 1821, и другие.
«К К - му» - 1821,
«Я не хочу любви твоей...» - 1824.
Уже в 1822 Рылеев утверждает идеал гражданского поэта, сперва в этом плане трактуя Державина («Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» - дума «Державин»), а затем заявляя в посвящении к поэме «Войнаровский» (1825). «Я не поэт, а гражданин». Эта формула подчеркивала подчиненность поэтической деятельности гражданским, революционным целям. Формула Рылеева была затем перефразирована Некрасовым («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). В своей дальнейшей деятельности Кондратий Федорович строго следовал определившемуся пониманию поэзии и поэта.
Обратившись к мотивам политической свободы, поэт, как и другие идейно близкие декабризму поэты, естественно, прежде всего использовал традиционные формы гражданской поэзии, формы классицизма, подчинив их идеям свободолюбия. Очень близки к традиционному жанру торжественные оды Рылеева. Идею декабристской гражданственности выражают послание -
«А. П. Ермолову» (1821)
«Гражданское мужество» (1823),
«На смерть Байрона» (1824).
Гораздо значительнее сатирические оды Рылеева - «К временщику» (1820) и ода «Гражданин» (1825) -
«Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан...».
Первая из них была направлена против всесильного тогда Аракчеева и предрекала ему неизбежность кары со стороны разъяренного народа и суровый приговор потомства. Вторая имела в виду тоже крайне враждебную декабристскому движению силу-общественную пассивность большинства образованного общества, «переродившихся славян», тех, кто не готовился «для будущей борьбы за угнетенную свободу человека». Обе оды получили очень широкое распространение и многие десятилетия находились в обращении в революционной среде.
Изначальная связь с традицией психологического романтизма обусловила в творчестве писателей, в том числе и Рылеева, ставших гражданскими поэтами, трансформацию дружеских посланий анакреонтиков в послания политические. Такими были и послания Рылеева, в частности «Бестужеву» (1825), где основным был мотив неколебимой верности «высоким думам», любви «к общественному благу», а также послание «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), содержащее призыв воспитывать детей в соответствии с идеалами человека- гражданина.
В литературе психологического романтизма широкое распространение имели имитации народных песен (Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и других). И Рылеев в ранние годы писал подобные песни. Теперь Кондратий Федорович совместно с А. Бестужевым пишет политические агитационные песни, рассчитанные на распространение среди солдат в целях пробудить в них общественное самосознание, понимание нестерпимости своего экономического и социального положения. До нас дошло семь таких песен (1823-24).
Они очень близки традициям Радищева и противостоят песням в духе Карамзина и Жуковского.
Одна из них - «Ах, тошно мне...» прямо противопоставлена романсу Нелединского-Мелецкого , начинающемуся теми же словами. Эта песня вместе с другой - «Как идет кузнец да из кузницы...» наиболее последовательны в своей народности и революционности. Агитационные песни Рылеева и Бестужева получили широкое распространение, проникли в народ, стали явлениями фольклора, содействовали формированию аналогичных произведений в последующие десятилетия.
Наиболее ярко своеобразие поэзии Рылеева внутри декабристской литературы сказалось в его думах и поэмах. Двадцать пять дум Рылеева Кондратия Федоровича
(1821-23, отдельное издание - 1825; четыре были опубликованы только во 2-й половине XIX в.) и его поэмы:
«Войнаровский» , 1822-24;
незаконченные -
«Наливайко» , 1824-25;
«Гайдамак» ,
«Палей» ,
«Партизаны» - все три 1825) - произведения гражданского романтизма, проникнутые пафосом революционного патриотизма. Рылеев создал оригинальную форму думы, использовав украинские народные думы (сборник Н. А. Цертелева «Опыт собрания старинных малороссийских песен», 1819), «Spiewy Historyczne» польского поэта Ю. Немцевича (1816 и другие издания), а также воспринял влияние поэм Байрона и южных поэм Пушкина.
Структура дум Кондратия Федоровича и его поэм очень сходна; они отличаются только объемом: дума - небольшая поэма, «Войнаровский» - развернутая дума. Большинство дум - обрамленный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. Это легендарный Боян, исторические личности Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Курбский, Наливайко, Державин, Иван Сусанин и др. Герои даны резкими красками, без светотеней, без полутонов. Внутренний мир их обнаруживается в конфликте с окружающей средой, в столкновении с тиранией. Поступки героев иллюстрируют их неизменный облик. Любовный конфликт отсутствует или только слегка намечен. Герои раскрыты в их беззаветном служении делу борьбы за освобождение от тирании, за свободу отчизны, в их преданности этой идее и людям, ею захваченным, в их стойкости и твердости, в готовности жертвовать собой. Утверждение единства интересов личности и общества на основе борьбы личности за свободу родины, борьбы, в условиях которой личность готова жертвовать собой, характерно для дворянских революционеров Представление об исторически и социально неизменном национальном характере человека-гражданина, русского человека, обусловило обращение Рылеева к историческому материалу и характер его трактовки. Прошлое отличалось, в понимании Рылеева, от современности только «местностью», конкретными событиями, но не характерами творивших историю людей, поскольку они были русскими людьми. Объективная историческая правда не интересовала поэта- романтика. Герои дум и поэм Кондратия Федоровича целиком захвачены современным поэту пафосом свободолюбия и лишь в своем внешнем облике отнесены к прошлому. Думы и поэмы его наглядно показывают крайне интенсивное развитие его творчества, что было следствием углубления его революционного мировоззрения и роста дарования. Усиливалась политическая острота его произведений.
Первые думы («Боян», «Олег Вещий» ) в политическом отношении довольно неопределенны. Последующие думы, а затем поэмы типично декабристские по своему содержанию. Думы, особенно ранние, весьма несовершенное осуществление принципов гражданского романтизма в жанре поэмы. «Войнаровский» - гораздо более зрелое произведение. Образ главного героя значительно осложнен. Отчетливее дан колорит местности.
В «Наливайко» и «Палее» элементы историзма еще сильнее.
Совершенствуется язык, в последних думах, особенно в «Войнаровском», речь в значительной мере освобождается от метафоричности, синтаксис становится более сжатым, уменьшается число славянизмов, чаще встречаются местные слова. Пушкин отрицательно отнесся к думам, за исключением «Ивана Сусанина». Но гораздо благосклоннее воспринял он «Войнаровского».
«Рылеева «Войнаровский», - писал Пушкин, - несравненно лучше всех его дум», поэма «нужна для нашей словесности». Произведения Рылеева К.Ф. явились образцами для целого ряда поэм гражданского романтизма (Языков, А. Бестужев, Ф. Глинка Давыдов , Языков, Вяземский), другая - вернулась к традициям психологического романтизма (Веневитинов, Баратынский); если Пушкин перенес свое внимание художника и мыслителя на осознание причин общественной пассивности большинства, Рылеев К.Ф оставался верен идее борьбы во имя конечной победы свободы, сознавая неизбежность гибели на данном этапе этой борьбы. В поэме «Наливайко», в главе «Исповедь Наливайко», он писал:
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа;
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной,-
Я это чувствую, я знаю,
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
Рылеев Кондратий Федорович и в своей политической деятельности, и в своей поэзии был одним из тех, кого имел в виду В. И. Ленин, когда отмечал: «Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (Соч., т. 19, с. 295).
Умер - , Петербурге.
1795 - 1826
Рылеев Кондратий Фёдорович
(18(29).09.1795-13(25).07.1826), поэт, декабрист. Родился в селе Батово Софийского уезда Петербургской губернии (ныне Гатчинский район Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева (1746-1814), управляющего княгини Варвары Голицыной. Ф. А. Рылеев - командир Эстляндского егерского батальона, кавалер ордена Св. Владимира 4-й степени, подполковник в отставке. Мать Анастасия Матвеевна Эссен (1758-1824) с 1800 г. вместе с сыном жила в имении села Батово Петербургской губернии, которое купила у своего богатого родственника генерал-майора П. Ф. Малютина, в дальнейшем имение унаследовал К. Ф. Рылеев.
Патриотическое воодушевление побуждает К. Рылеева взяться за перо, и он пишет оды «Любовь к отчизне» (1813) и «Князю Смоленскому» (1814), прозаическую «Победную песнь героям» (1813) и др. Молодой поэт славит героя-патриота, жертвующего всем ради отчизны. Меняясь, обогащаясь, этот образ будет жить во многих стихах поэта-декабриста.
После возвращения в Россию К. Рылеев был командирован вместе с конно-артиллерийской ротой в Острогожский уезд Воронежской губернии, где оставался несколько лет. Пребывание - очень существенный этап в его биографии. Рылеев был назначен квартирьером от 11-й конноартиллерийской роты. Он расположился в слободе Подгорное, верстах в тридцати от батарейного штаба, находившегося в слободе Белогорье. Летом он чаще находился в Белогорье при штабе, в зимнее же время - преимущественно в Подгорном. Его должность квартирьера была связана с постоянными поездками то в Острогожск, то в Воронеж. В губернском центре Рылеев посещал комиссариатские склады. Здание Комиссариатской комиссии, где нередко бывал Рылеев, ныне занимает Художественный музей им. И. Н. Крамского .
В Подгорном Рылеев познакомился с семейством местного помещика М. А. Тевяшова. Одна из его дочерей, Наталья Тевяшова, стала женой поэта.
Наиболее ранние стихотворения поэта предназначались для Н. М. Рылеевой: послание «Резвой Наташе», «Наталье Михайловне Тевяшовой…», датированное 26 августа 1817 г. До конца этого же года появляются многочисленные поэтические признания в любви, мадригалы, посвящения, выдержанные в духе «лёгкой поэзии»: «Наташа, Амур и я», «Мечта», «Триолет Наташе», «Мотылёк» и др.
Острогожский период в жизни Рылеева был решающим в развитии его дарования как поэта, в становлении поэтического стиля. Здесь он много читал, познакомился с рядом прогрессивно настроенных дворян, видел многие отрицательные стороны тогдашней русской жизни. По личным обстоятельствам и разочаровавшись в военной службе, в 1818 г. Рылеев уходит в отставку.
Отправляясь в конце лета 1819 г. в Петербург, поэт не прожил там и полугода. С молодой женой он гостит у своей матери в селе Батово, под Петербургом, сближается со многими столичными литераторами. В журналах «Благонамеренный» и «Невский Зритель» публикуются его первые произведения - элегии, эпиграммы, романсы. В феврале 1820 г. Рылеевы возвращаются в Воронежскую губернию, где в Подгорном 23 мая 1820 г. у них родилась дочь Анастасия. В ноябре 1820 г., после девятимесячного пребывания в Острогожском уезде, К. Рылеев вновь приезжает в Петербург, на этот раз один, чтобы прочно обосноваться там, подготовить почву к переезду в столицу всей семьи.
В «Невском Зрителе» за 1920 г. была напечатана ода «К временщику». Она была известна ещё его острогожским друзьям. Рылеев спешит сообщить в письме к М. Г. Бедряге: «Моя сатира «К временщику» печатается в 10 книге «Невского Зрителя». Многие удивляются, как пропустили её…» (Рылеев К. Ф. ПСС, 1934. С. 455). Эта сатира на графа Аракчеева принесла Рылееву не только известность, но и славу.
С января 1821 г. Рылеев становится заседателем от дворянства в Петербургской палате уголовного суда. В апреле его принимают в члены «Вольного общества любителей российской словесности», а уже в мае он снова в дороге, на пути в ставшее родным Подгорное. Живя там, он бывает не только в Сагунах, Белогорье, у соседних помещиков, но и в Острогожске, Воронеже.
В июле-августе 1821 г. поэт создаёт на воронежской земле ряд оригинальных произведений: «Пустыня (К М. Г. Бедряге)», «Давно мне сердце говорило…», «К Косовскому», «К. С.», «Наш хлебосол-мудрец…», «На смерть Полины молодой…», «Когда от русского меча…» и др. Рылеев переживает полосу творческого подъёма. Именно в это время он приступает к созданию поэтического цикла своих знаменитых «Дум». Материал для них поэт черпал не только из трудов историков, но также и из устных преданий местных старожилов. Первая дума «Курбский» была опубликована в журнале «Сын Отечества» с пометкой: «Острогожск, июня 20 1821». Произведения Рылеева отражают героическое прошлое русского народа. Это относится не только к думе «Богдан Хмельницкий», к поэме «Войнаровский», но и ко многим незавершённым и неосуществленным замыслам («Наливайко», «Палей», «Мазепа» и др.). «Исповедь Наливайки», опубликованная в «Полярной звезде» за 1825 г. произвела невиданное до того впечатление на передовых людей России. Декабрист Беляев писал, что «Наливайко», «Войнаровский» «были знакомы каждому и повторялись во всех дружеских и единомышленных кругах». Дума (1823) - навеяна Рылееву воспоминаниями жителей, в памяти которых сохранилось немало преданий о Петре I и его пребывании в Воронежской губернии. В 1821-1823 гг. «Думы» печатались в ряде журналов и в альманахе «Полярная звезда», а в 1825 г. изданы отдельным сборником. В этот же период Рылеевым написана «Записка о нуждах жителей г. Острогожска и его уезда» (Рылеев К. Ф. Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. М., 1956. С. 295-296). Литературовед А. В. Никитенко в своих воспоминаниях писал: «Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев. <…> Он с первого взгляда вселял предчувствие того обаяния, которому вы неизбежно должны были подчиниться при более близком знакомстве…».
Своими думами, поэмами, гражданской лирикой Рылеев вписал бессмертную страницу в историю русской поэзии. И далеко не последние строчки, принадлежат «острогожскому» материалу. Нити острогожско-воронежских связей глубоко и прочно вплетаются в петербургский период жизни и творчества Рылеева. С осени 1821 г. Рылеев с семьёй живёт в Петербурге, снимает квартиру. Постепенно он становится своим человеком в литературных кругах столицы, приобретает всё больше среди друзей и знакомых политических единомышленников, многие из которых являются членами тайного общества. Летом 1822 г. Рылеев совершает большую поездку по Украине.
В 1823 г. Рылеев с головой уходит в литературную и политическую деятельность. В октябре он принят в члены Северного общества. После отъезда С. П. Трубецкого в Киев (конец 1824) заменил его в Директории и взял на себя руководство Северным обществом. Его взгляды становятся всё более последовательно революционными.
С переходом Рылеева из Петербургской палаты уголовного суда в Российско-Американскую компанию (весна 1824 г.) и переездом в новый дом на Мойке у Синего моста, № 72 (в 1975 г. на нём укреплена мемориальная доска) квартира Рылеевых превращается в своеобразный штаб Северного общества. Наталья Михайловна чувствовала себя довольно растерянно в этом многолюдье. Её не покидали тревожные предчувствия. В феврале 1824 г. Рылеев был вынужден драться с князем К. Я. Шаховским на дуэли из-за своей сестры А. Ф. Рылеевой (поэт был легко ранен). В июне умерла мать поэта, в сентябре скоропостижно скончался сын Рылеевых Саша, которому едва исполнился год.
Отъезд Рылеевых из Петербурга в конце сентября 1824 г. походил на бегство. Придонские просторы степей оказывали целительное действие на Кондратия Фёдоровича, вливали в него силы для жизни и борьбы. В декабре он снова в Петербурге. Пошёл год 1825…. Год взлёта, расцвета всех духовных сил Рылеева, яростного поэтического труда, активных политических действий. В редкие минуты передышек поэт мечтал о тихом Подгорном, где так хорошо ему работалось, вольнее дышалось. «Петербург тошен для меня, - писал Рылеев 12 мая 1825 года А. С. Пушкину , - он студит вдохновение: душа рвётся в степи; там ей просторнее, там только могу сделать что-либо достойное века нашего, но как бы на зло железные обстоятельства приковывают меня к Петербургу» (Рылеев К. Ф. Стихотворения, 1956. С. 306). Конечно, это сам Рылеев «приковывал» себя к Петербургу. Не мог он безмятежно предаваться в тиши уединенья радости творчества, когда «дух времени» и «предназначение века» требовали прямого гражданского участия в борьбе «за угнетённую свободу человека», поглощая все его силы, всю жизнь.
Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Рылеева, всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом. Рылеев настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землёй и т. д. Вместе с тем Рылеев боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Рылеев сложил свои полномочия; «диктатором» был избран кн. Трубецкой, но Рылеев всё-таки был на Сенатской площади. Его арестовали 14.12.1825 г. и доставили в Петропавловскую крепость. Он был казнён 13 июля 1826 г. Похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на о. Голодае. В 1939 г. на месте казни установлен памятный знак, но останки декабристов не найдены.
3 июля 1826 г. в предсмертном письме к жене Рылеев писал: «Ты не оставайся здесь (в Петербурге) долго, а старайся кончить дела и отправляйся к почтеннейшей матушке» (Рылеев. ПСС, 1934. С. 519). 3 января 1827 г. Н. М. Рылеева получила из Петропавловской крепости вещи своего мужа. А уже 2 февраля в Подгорное были отправлены дворовые люди с поклажей. 3 марта отправилась туда и Н. М. Рылеева с дочерью. В Подгорное Н. М. Рылеева привезла уцелевшую часть архива мужа, немало книг и журналов из его библиотеки. У вдовы поэта также хранились «острогожские» рукописи Рылеева, затем у дочери (в настоящее время находятся в Пушкинском Доме).
С 1829 по 1832 гг. вдова поэта жила в Петербурге ради образования дочери. В 1833 г. она вновь, и на этот раз надолго, уезжает в Подгорное. В октябре 1833 г. Н. М. Рылеева вновь вышла замуж за острогожского помещика, поручика в отставке Г. И. Куколевского, переселившись в его имение Судьевку, верстах в 12 от Подгорного. Умерла Н. М. Рылеева-Куколевская 31 августа 1853 г.
Дочь Рылеева, Анастасия Кондратьевна (23.05.1823, с. Подгорное Острогожского уезда Воронежской губернии - 26.05.1890, с. Кошелевка Тульской губ.) окончила Патриотический институт в Петербурге. 31 августа 1842 г. вышла замуж за Ивана Александровича Пущина. У А. К. и И. А. Пущиных были дети: три дочери - Анна, Наталья (в замужестве Денисьева), Софья (в замужестве Оргасова) и сын - Николай Иванович Пущин. Анастасия Кондратьевна выступила издательницей отцовских произведений: «Сочинения и переписка К. Рылеева» (СПб., 1872, 1874).
«Притягательная сила» ощущалась современниками в поэзии Рылеева. Ещё большую значимость приобрела она после казни автора. Несмотря на все запреты, - писал А. И. Герцен, - «произведения Рылеева можно было найти в руках молодых людей в самых отдалённых областях империи. Не было ни одной благовоспитанной барышни, которая не знала бы их наизусть, ни одного офицера, который не носил бы их в своей сумке, ни одного поповского сына, который не снял бы с них дюжину копий».
Воронежская губерния не являлась исключением. Некоторые из когда-то многочисленных списков сохранились до нашего времени. В Воронежском Доме-музее И. С. Никитина хранится обширный рукописный сборник, в котором содержатся копии дум Рылеева, относящиеся к 1823 г. («Олег Вещий», «Наталя Долгорукая», «Рогнеда», «Иван Сусанин»). Воронежский областной архив располагает редкими списками рылеевских произведений, сделанных в 1828 г., когда имя «государственного преступника» Рылеева находилось под строжайшим запретом.
М. Де-Пуле, воронежский публицист и общественный деятель, констатировал: «В конце 30-х и в начале 40-х гг. вдова и дочь Рылеева жили ещё в Острогожском уезде, и поэтому память о Рылееве едва ли где была так свежа как здесь: мы сами в наши гимназические годы немало встречали лиц, лично его знавших…». (Русский архив. 1877. Кн. II. C. 438).
Поэт И. С. Никитин с благоговением относился к Рылееву. Он переписывал в особую тетрадь почти все произведения поэта-декабриста.
В 1863 г. бывший острогожский предводитель дворянства Е. А. Фирсов передал в дар чертковской библиотеке в Москве ценное собрание автографов Рылеева, которые были частично опубликованы в 1872 г. В. И. Бартеневым в сборнике «ХIХ век», а также ценные воспоминания о Рылееве декабриста Е. П. Оболенского. В Воронеже эти материалы были известны ещё в 1860-е гг., в варианте более подробном, чем в сборнике. Тексты находились у тогдашнего воронежского губернатора Д. Н. Толстого, в конце ХIХ - начале ХХ в. они были переданы в Воронежский губернский музей, а впоследствии опубликованы воронежским литературоведом А. М. Путинцевым. («Всемирный вестник». 1905. Кн.VII).
В 1937 г. одна из улиц г. Воронежа стала носить имя Рылеева, в 1950-е годы именем Рылеева названа одна из улиц г. Острогожска.
Рылеев К. Ф. Полное собрание сочинений. / К. Ф. Рылеев; ред., вступ. ст. и коммент. А. Цейтлин. - М.-Л. : Academia, 1934. - 908 с., л. ил: порт. - Библиогр. : С. 852-867. - Указ. : 873-896.
. Рылеев К. Ф. Стихотворения. / ред., подгот. текста, примеч. А. Г. Цейтлина. - Л. : Советский писатель, 1956. - 415 с. - (Библиотека поэта. Малая серия. 3-е изд / осн. М. Горьким).
. Рылеев К. Ф. Полное собрание стихотворения / К. Ф. Рылеев; вступ. ст. В. Г. Базанова и А. В. Архиповой. - Л. : Советский писатель, 1971. - 480 с. - (Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.).
. Рылеев К. Ф. Думы / К. Ф. Рылеев; изд. подгот. Л. Г. Фризман. - М. : Наука, 1975. - 254 с., л. ил. - (Литературные памятники).
Дело К. Ф. Рылеева // Восстание декабристов: материалы. Т. 1 / под ред. А. А. Покровского. - М.-Л., 1925. - С. 156.
. Литературное наследство. Т. 59: декабристы-литераторы: [в 2 кн]. Кн. 1 / АН СССР; гл. ред. А. М. Еголин. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - 805 с. - Из содерж.: Воспоминания о Рылееве его сослуживца по полку А. И. Косовского (1814-1818) / публ. А. Г. Цейтлина. - С. 237-250 ; Рассказы о Рылееве рассыльного «Полярной звезды» / публ. Ю. Г. Оксмана. - С. 251-256.
. Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Собрание сочинений в 30-ти т. Т. VII / А. И. Герцен. - М., 1956. - С. 198.
. Удодов Б. Т. К. Ф. Рылеев в Воронежском крае / Б. Т. Удодов. - Воронеж: Изд.-во ВГУ, 1971. - 94 с.
. Афанасьев В. В. Рылеев: Жизнеописание / В. В. Афанасьев. - М. : Мол. гвардия, 1982. - 320 с. - (Жизнь замечательных людей; Вып. 6).
. Антюхин Г. В. «Погибну я за край родной» // Литературное былое: кн. очерков о лит. прошлом и памят. местах Воронеж. края / Г. В. Антюхин. - Воронеж, 1987. - С. 24-29.
. Декабристы в воспоминания современников / сост., ред., вступ. ст. и коммент В. А. Фёдорова. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 508 с. - Из содерж.: Кропотов Д. А. Несколько сведений о Рылееве. - С. 74-78 ; Из воспоминаний о К. Ф. Рылееве его сослуживца по полку А. И. Косовского (1814-1818 гг.). - С. 79-86 ; Из воспоминаний профессора А. В. Никитенко о К. Ф. Рылееве. - С. 86-87 ; Рассказы о Рылееве рассыльного «Полярной звезды» (записи М. И. Семёвского в 1869 г.). - С. 87-89.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия / гл. ред. О. Г. Ласунский. - Изд. 2-е, доп, испр. - Воронеж, 2009. - С. 463.
. Котляревский Н. А. Декабристы / Н. А. Котляревский. - СПб. : Летний сад, 2009. - 479 с. - Из содерж.: Рылеев. - С. 319-463.
Слово «декабристы» в сознании многих людей ассоциируется с благородными и самоотверженными смельчаками, которые, несмотря на свое дворянское происхождение, пошли против высшего общества, т. е. общества, к которому они сами принадлежали. Вот и биография Рылеева Кондратия Федоровича - одного из лидеров - является свидетельством его самоотверженной борьбы за справедливость и права простых людей.
Детство и юность поэта
18 сентября 1795 года в обедневшей дворянской семье родилсяРылеев Кондратий Федорович. Его отец, служивший управляющим у был человеком с крутым нравом и вел себя как настоящий деспот по отношению к своей жене и сыну. Анастасия Матвеевна - мать Рылеева, желая избавить своего маленького сына от жестокого обращения отца, была вынуждена отдать его в шестилетнем возрасте (в 1801 году) на воспитание в первый кадетский корпус. Именно здесь юный Кондратий Рылеев обнаружил свой сильный характер, а также талант к написанию стихов. В 1814 году 19-летний кадет становится офицером, и его направляют на службу в конную артиллерию. В первый же год службы он побывал в походах в Швейцарию и во Францию. Военную карьеру Кондратий Федорович закончил через 4 года, выйдя в 1818 году в отставку.
Кондратий Федорович Рылеев. Биография начинающего поэта-бунтаря
В 1820 году, после женитьбы на Наталье Тевяшовой, Рылеев переезжает в Петербург и сближается со столичными интеллигентными кругами. Он становится членом вольного общества любителей российской словесности, а также его заинтересовала масонская ложа «Пламенеющей звезды». Литературная деятельность будущего революционера начинается в этот же период. Он публикует свои произведения в нескольких петербургских изданиях. Неслыханная дерзость и смелость стихотворения «К временщику» поразила друзей Рылеева, ведь оно метило в самого генерала Аракчеева. Репутацию неподкупного поборника справедливости молодой поэт-бунтарь приобрел, когда получил должность заседателя уголовной палаты. Биография Рылеева Кондратия Федоровича, касающаяся первых лет жизни в столице, содержит данные о его дружбе со многими знаменитыми литературными деятелями того времени: Пушкиным, Булгариным, Марлинским, Сперанским, Мордвиновым и др.
Рылеев: «Я не поэт, а гражданин»
В доме Рылеевых часто собиралось литературное общество, и на одном из таких собраний, в 1823 году у Рылеева и Марлинского (А. А. Бестужева) зародилась идея выпуска ежегодного альманаха «Полярная Звезда», который стал предшественником газеты «Московский Телеграф». Тогда же вышла в свет поэма «Войнаровский» и знаменитые патриотические баллады «Думы» Рылеева. Поэт становится членом революционного Северного общества, а уже через год его избирают руководителем этого общества.
Закат
С этого времени биография Рылеева Кондратия Федоровичаполностью посвящена его революционной деятельности. После легендарного поэт-революционер был арестован и заключен в крепость. На допросах он вел себя спокойно и брал ответственность за организацию восстания на себя. Рылеев стал одним из пяти декабристов, приговоренных к смертной казни. Герои-революционеры были повешены 13 июля 1826 года. К сожалению, биография Рылеева Кондратия Федоровича совсем короткая, ведь прожил он всего 31 год. Однако жизнь его была яркой и насыщенной и полностью посвящена гражданскому служению и
Рылеев Кондратий Фёдорович (1795- 1826), поэт-декабрист.
Родился 29 сентября 1795 г. в селе Батове Петербургской губернии. Происходил из бедной дворянской семьи. Мать, защищая сына от деспотичного отца, в 1801 г. отдала его на обучение в 1-й Кадетский корпус. Из корпуса он был выпущен в январе 1814 г. артиллерийским офицером, принял участие в Заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. и в 1818 г. вышел в отставку в чине подпоручика.
В 1819 г. Рылеев переехал в Петербург, где сблизился с просвещённым столичным кругом и стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В 1821 г. он поступил на службу в палату уголовного суда и вскоре снискал репутацию неподкупного человека. В 1824 г. перешёл в канцелярию Российско-Американской компании.
В Петербурге Рылеев начал литературную деятельность публикуя в журналах свои статьи и стихи. Известность ему принесло стихотворение «К временщику», обличавшее всесильного царского фаворита А. А. Аракчеева.
В 1821-1823 гг. Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» («Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин» и др.); в 1823-1825 гг. издавал литературный альманах «Полярная звезда». Относительно своего таланта он не обольщался, заявляя: «Я - не поэт, я - гражданин». В 1823 г. Рылеев был принят в тайное Северное общество, причём сразу причислен к разряду «убеждённых»; с конца 1824 г. входил в состав директории этой организации и фактически возглавлял её.
По взглядам он был республиканцем, вопрос о судьбе императорской семьи предлагал решить компромиссно - вывезти её за рубеж.
Участие в заговоре сочетал с бурной столичной жизнью: в 1824 г., защищая честь сестры, был ранен на дуэли, в 1825 г. в другой дуэли участвовал как секундант. Накануне восстания 14 декабря 1825 г. квартира заболевшего ангиной Рылеева на Мойке стала штабом мятежников; в день восстания он вышел на Сенатскую площадь, но, будучи штатским, не смог повлиять на его ход. Той же ночью Рылеева арестовали и поместили в Алексеевский равелин, где он продолжал писать стихи, накалывая буквы иглой на кленовых листьях.
В числе пяти наиболее активных заговорщиков Рылеева приговорили к смертной казни; после неудачной первой попытки был повешен вторично 25 июля 1826 г. в Петербурге.