Святая перпетуя житие. Золотая лестница фивии перпетуи. Со святыми ко спасению: святые перпетуа и фелицитата, мученицы, со сподвижниками

Полное собрание и описание: молитва святой перпетуя для духовной жизни верующего человека.

В этой заметке я совершенно не собираюсь ни защищать празднующих «День влюбленных», ни поддерживать тех, кто критикует этот праздник, ни рассказывать о святом Валентине. Рассказать мне хотелось бы об одной почти забытой в Православии святой – Святой Перпетуе, чья память празднуется именно 14 февраля по новому стилю, и которая пострадала вместе со своей служанкой Фелицитатой, Сатиром, Ревокатом, Саторнилом и Секундом.

Святая Перпетуя – это святая уникальная. Она уникальна тем, что именно она является первой женщиной-христианкой, которая оставила нам свой мученический дневник – собственноручные записи о своем аресте, пребывании в темнице, допросах, и удивительных видениях. Ее записи составляют часть Актов святой Перпетуи, которые, в отличие от многих других произведений подобного рода, признаются подлинными. Записи заканчиваются перед мученичеством на арене амфитеатра, и она пишет: «Итак, я заканчиваю это описание нескольких дней перед представлением. А то, что совершится на представлении, пусть запишет кто-нибудь другой…»

Видения святой Перпетуи следующие:

1) золотая лестница, по которой на небеса восходили праведники, лестницу окружали обнаженные мечи и ножи, а под лестницей стерёг дракон;

2) мученица попирала голову дракона, а затем восходила по золотой лестнице к зелёному лугу, на котором Христос Добрый Пастырь пас стадо овец, Христос дал мученице вкусить из Его рук, причём окружающие сказали при этом «Аминь» (знак будущего мученичества и райского блаженства);

3) святая Перпетуя видела её некрещённого брата-язычника Динократа, умершего в детстве от обезобразившей его болезни, находившегося в тёмном и мрачном месте. После усиленной и слезной молитвы о брате Перпетуя вновь увидела его в том же самом месте, которое однако изменилось и стало светлым, а ее брат напился воды из бассейна, стал здоровым и счастливым, и лишь шрам на лице напоминал о его прежней болезни;

4) Святая Перпетуя победила дикого египтянина, мученица увидела в этом знак того, что ей предстоит победа над дьяволом;

5) накануне мученической гибели Перпетуя вновь видела лестницу на небо, по которой восходили христиане, и змею, жалившую их.

Молитва святой мученицы за умершего брата является очень важным свидетельством того, что ранние христиане молились за умерших. Вопреки утверждениям протестантов, запрещающих своим последователям молиться за умерших и утверждающим, что у ранних христиан не практиковались подобные молитвы, святая Перпетуя молится о своем брате. Кроме того, это свидетельство дает надежду всем тем, чьи родственники, близкие и знакомые умерли без покаяния, или же не сподобились Таинства Крещения. Видение святой Перпетуи отнюдь не утверждает, что ее брат попал в рай после ее усиленных молитв, поскольку мученица видит его в том же самом месте, где он и был до этого, однако видно, что брат получил облегчение и избавился от страданий.

Лестница на небо, которую видит святая Перпетуя, очень напоминает лествицу преподобного Иоанна Лествичника, что доказывает общность духовного опыта восточного подвижника и западной святой.

Интересно, что внешность Христа Доброго Пастыря, Которого видит святая, совпадает с видением Его в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова – и в том и другом случае Христос имеет белые седые волосы – «И я пошла и увидела большой сад, а в середине сада седовласого Человека, сидящего в пастушечьей одежде и доящего овец. Вокруг же стояли многие тысячи облеченных в белые одежды. Он поднял голову, посмотрел на меня и сказал: «Привет тебе, дочь Моя» (Акты св. Перпетуи). «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Апокалипсис 1:14).

Удивительной и мужественной была ее смерть. Дикие животные не нанесли ей вреда. Тогда она была усечена мечом. Гладиатор-новичок не решался нанести удар мечом, и она сама взяла его руку и навела меч на свою шею. Незадолго до смерти она передала через других христиан свое последнее пожелание всей христианской общине: «Будьте крепки в вере. Любите друг друга. Пусть наше мученичество не станет для вас причиной соблазна». Эти слова сквозь века обращены и к нам, современным христианам.

На Западе почитание святой Перпетуи началось с самого времени ее мученической кончины. Ее имя, наряду с некоторыми другими раннехристианскими мученицами, упоминается в каноне римской мессы. В Северной Африке ее почитание было настолько популярным, что в день ее памяти (на Западе ее память празднуется 7 марта) существовал обычай чтения в храмах ее мученических Актов.

У нас же про эту удивительную женщину знают очень мало. Крайне редки у нас ее иконы, появившиеся в основном в последнее время, не существует написанных ей акафистов, тропарей и кондаков, нет и храмов, названных ее именем. Хочется надеяться, что со временем и у нас возрастет почитание Карфагенских мучеников, показавших своим примером, что для них жизнь – это Христос, а смерть – приобретение.

Святая мученица Перпетуя и с ней пострадавшие, молите Бога о нас!

Святая мученица Перпетуя

Родом Перпетуя была из знаменитого африканского города Карфагена. Отец ее исповедывал языческую веру, мать была христианка. Рано овдовев, Перпетуя дала обет посвятить остаток своей жизни Богу. Наступило гонение, поднятое императором Септимием Севером. Еще не крещенную, а только готовившуюся к вступлению в благодатное царство Христово, Перпетую, по указу императора, схватили и ввергли в тюрьму. Престарелый и убитый горем отец употреблял все усилия, чтобы склонить дочь к перемене убеждений, но, видя безуспешность своих попыток, решил оставить ее в покое.

Для мученицы наступили дни тяжелых испытаний. Сырость, духота и теснота темничного помещения, суровость и грубость стражей и, в довершении всего, разлука с любимым ребенком оказывали на Перпетую гнетущее действие. Но потом она привыкла к этой обстановке, а когда принесли к ней ее дитя, то она и совсем успокоилась, и тюрьма, по ее собственному признанию, стала для нее приятным жилищем.

Господь не оставил свою верную исповедницу без утешения и сподобил ее откровения.

Произошло это таким образом. Тюремное заключение разделял с Перпетуей и ее брат Сатир, который, интересуясь участью сестры, просил ее обратиться к Богу с молитвой, дабы Он открыл предстоящую судьбу. И вот, рассказывает святая Перпетуя, Господь исполнил ее прошение. В видении ей была показана золотая узкая лестница, уставленная всевозможными препятствиями. Стражем лестницы был дракон, который не допускал к ней никого. Но Сатир, брат Перпетуи, бесстрашно миновал все препятствия и взошел на верх лестницы.

Затем, замечая стремление Перпетуи последовать за ним, он выразил опасение, что дракон помешает ей в этом. Но Перпетуя именем Господа Иисуса Христа обезоружила чудовище и благополучно последовала за братом. Взошедши на лестницу, она увидела благообразного пастуха, который доил овец. Пастух предложил ей испить молока, на что она согласилась. Пробудившись от сна, Перпетуя, действительно, почувствовала во рту что-то сладкое. Видение это и самой Перпетуей, и ее братом было истолковано в смысле указания на скорое отшествие в обители Отца небесного.

Через несколько дней Перпетуя получила разрешение увидеться с отцом, но и на этот раз, несмотря на все его просьбы образумиться и во имя родственных чувств отказаться от христианства, осталась непоколебимою.

Скоро состоялся и допрос исповедницы. Все бывшие с нею на допросе христиане, крещенные вместе с нею в темнице, бесстрашно исповедали имя Христово. Когда дошла очередь до св. Перпетуи, то перед нею появился отец ее с ребенком на руках и вместе с судьею Иларием еще раз горячо умолял свою дочь отречься от Христа. Однако все было безуспешно, и судья приговорил отдать Перпетую, в числе других исповедников, на растерзание зверям. В темницу, куда отведена была после приговора Перпетуя, еще раз явился отец, не оставлявший надежды убедить свою дочь.

Наконец, перед самым днем казни Перпетуя видела еще один сон, открывший ей волю Господа. Ей видится во сне, будто она подошла к амфитеатру цирка и взошла на арену.

Здесь она увидела безобразного эфиопа, который предложил ей вступить с ним в борьбу. Перпетуя дала согласие и уже готовилась вступить с ним в борьбу. Перпетуя дала согласие и уже готовилась вступить с ним в бой, как вдруг появляется высокого роста человек, в руках которого была богатая трость, а также зеленая ветвь с золотыми яблоками. Он предложил следующие условия состязания: если эфиоп победит женщину, то он может и убить ее; если же одолеет женщина, то она получит и эту ветвь, и эти золотые яблоки. Началась борьба. Перпетуя искусно убегала от всех уловок и хитростей эфиопа, так что борьба затянулась. Наконец, она, чтобы покончить борьбу, сложила обе руки вместе и ударила ими в голову эфиопа так сильно, что последний упал на песок.

Высокий человек исполнил свое обещание, и Перпетуя получила обещанную награду. «Меня утешило это видение, - рассказывает Перпетуя, - ибо оно, хотя и предсказывало мне борьбу, но вместе с тем уверяло меня в победе».

Этим и заканчиваются записи Перпетуи. Эта записи были продолжены свидетелями ее мученических страданий. Вот что они повествуют о дальнейшей участи Перпетуи и ее сподвижников.

Вечером накануне казни христианам, обреченным на съедение зверей, была дана пища, из которой они постарались устроить вечерю любви. В помещении, где страдальцы устраивали свою святую трапезу, мало помалу начали собираться любопытные. Мученики воспользовались этим обстоятельством и обратились к собравшимся с речью, угрожая им праведным судом Божиим и увещевая оставить свои заблуждения.

«Сегодня вы, видимо, тронуты нашей судьбою, - говорил один из узников, брат Перпетуи Сатир, - а завтра будете рукоплескать нашим убийцам. Всмотритесь в нас, чтобы вы могли узнать нас, когда все мы предстанем пред грозным Судиею живых и мертвых».

Многие после этого удалились, объятые страхом, другие же остались и уверовали в Христа.

Но вот наступил и самый день казни. Христиан вывели из темницы и повели в амфитеатр. Радостно шли они восприять смерть за имя Христово. А в цирке, между тем, уже собралась многочисленная толпа, с жадностью ожидавшая возможности насладиться зрелищем растерзанных дикими зверями людей. Наконец, христиане были приведены в амфитеатр. Поравнявшись с тем местом, где сидел эпарх Иларий, они воскликнули, обращаясь к нему: «Ты осуждаешь нас в настоящей жизни, но Бог осудит тебя в будущей!»

Для борьбы с Перпетуей и другими женщинами-христианками была назначена самая свирепая корова. С казнимых обыкновенно снималась одежда и они нагими должны были выходить на арену.

Перпетуе, которую все знали, как добродетельную мать и жену и притом знатную гражданку, было позволено облачится в свои одежды. Началась борьба. Животное легко подняло Перпетую на рога и бросило ее на землю. Мученица Фелицитата, бывшая рядом с Перпетуей, заметивши, что последняя лежит без чувств на земле, быстро подошла к ней и подняла ее. Затем Перпетуе было рассказано, как ее спасли от ярости животного. Она сперва не хотела этому верить, но затем поверила, когда увидела на своем теле многочисленные ужасные раны. Обратившись к смущенным видом этих ран своим собратиям-христианам, она сказала: «Не соблазняйтесь моими мучениями, но пребывайте стойкими в вере…»

Между тем дикие звери продолжали растерзывать христианских мучеников. На брата Перпетуи Сатира бросился огромный леопард и тяжело ранил его. Народ, видя льющуюся из Сатира кровь, закричал: «Он крещается в другой раз!» Умирая, Сатир укрепил в вере одного оглашенного Пудента, убеждая его не падать духом, а, наоборот, укрепляться видом мученических страданий. Сняв со своей руки перстень и окунув его в своей крови, он дал его Пуденту, как залог дружбы в постоянное напоминание о мученической своей кончине.

Видение Перпетуи оправдалось. Первым взошел к Отцу небесному Сатир. Затем после долгих мучений скончалась и Перпетуя, а за нею и остальные мученики.

Так, Перпетуя и иже с нею кровью своею запечатлели свою горячую любовь ко Христу и исповедание Его имени. Это было около 203 года.

Рождество Христово

Святитель Геннадий Новгородский

Преподобный Иоанн Дамаскин

ВСЕ РУБРИКИ

Строительство в городе-курорте Кисловодске клиники инновационных медицинских технологий и Домового Храма Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, пр-т Ленина, 38

СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Святые Перпетуа и Фелицитата, мученицы, со сподвижниками

П АМЯТЬ СВВ. П ЕРПЕТУИ И Ф ЕЛИЦИТАТЫ СО СПОДВИЖНИКАМИ, МУЧЕНИЦ

Перпетуа и Фелицитата жили в конце II в. Перпетуа в тайне от отца-язычника при­няла христианскую веру и стала склонять к ней своих близких - брата Са­тура и ра­бов Фелицитату, Ревоката, Се­кунда и Сатурнина. Перпетуа была моло­дой вдовой; Фелицитата также была замужем, но подробностей о её муже в распро­странённых текстах не содержится. Обвинённые в христианстве, все они были в доставлены в Карфаген - столицу провинции, где жили. У св. Перпетуи был сын-младенец, кото­рого приносили ей в тюрьму для кормления. В это же время Фелицитата, будучи на восьмом месяце беременности, после тяжких ро­дов, при издева­тельствах стражи, произвела на свет дочь, которую удочерила христианская семья.

Сохранились подлинные документы, описывающие вышеуказан­ные события - прежде всего, записи самой св. Перпетуи, а также сви­детельство очевидца. Не уступив просьбам отца, посещавшего её в темнице, св. Перпетуа не отреклась от своей веры. После краткого разбирательства всех заключенных приговорили к рас­терзанию зве­рями. Триумфального выхода на арену не дождался только Се­кунд, который скончался в заключении. Непосредствен­но перед мучениче­ством Перпетуа и Фелицитата приняли креще­ние, ибо на момент аре­с­та они были ещё катехуменка­ми. Посреди зверей, на арене, Перпе­туа и Фелицитата обменялись поцелуем мира. Звери, однако, только ранили мучеников. И тогда гладиато­ры добили их мечами.

Их мученичество прославилось по всей Церкви. Имена святых Перпе­туи и Фелицит­аты упоминаются в I Евхаристической молит­ве («Рим­с­ком каноне»).

Мученическая смерть святых Перпетуи, Фелицитаты и сподвижни­ков произо­шла 7 марта 202 либо 203 г.

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, cuius urgénte caritáte

beátæ mártyres Perpétua et Felícitas

torméntum mortis, contémpto persecutóre, vicérunt,

da nobis, quæsumus, eárum précibus,

ut in tua semper dilectióne crescámus.

Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,

qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,

Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, Чьей неотступною любовью

блаженные мученицы Перпетуа и Фелицитата

мучения смертные от гонителей презренных победили,

подай нам, просим, их молитвами,

чтобы в любви Твоей мы постоянно возрастали.

Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,

Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,

Бог во все веки веков. Аминь.

Фрагмент из записей св. Перпетуи, удивительно проникновенных и непосредствен­ных, содержится в книге «Задумайся над этим».

В проповеди, которая произносилась сегодня, содержится замеча­тельная подроб­ность: когда св. Фелицитата рожала дочь, она, как все роженицы, кричала. Страж­ник ей сказал: «Если ты не в силах выне­сти родовые муки, то что ты будешь делать на арене, где тебя станут терзать дикие звери?». Фелицитата отвечала: «Родовые муки я терп­лю сама, и потому кричу. А на арене Иисус будет терпеть муки за меня и даст мне силу. Там я не буду кричать».

И ещё одна подробность: святые мученики начала 3-го века отстоят от нас не так далеко, как могло бы показаться. На прошлой неделе я встречался с отцом-салези­анцем, который приехал в Варшаву для торжественного поминания своего собрата, священника-салезианца, убитого в Тунисе во время недавних беспорядков. Карфа­ген это тер­ритория нынешнего Туниса. История мученичества во вселенской Церкви продолжается…

Святая Перепетуя происходила из знатного рода и жила в городе Карфагене . Она тайно от своего отца, язычника, приняла святое крещение и, несмотря на его слезные просьбы и увещания, пребывала непоколебимою в истинной вере. Двадцати двух лет от роду, Перпетуя овдовела, имея на руках грудного ребенка, которого она сама кормила. Брат ея Сатир, служанка Филицитата и юноши: Ревокат (слуга), Саторнил и Секунд (из благородного звания) также готовились принять святое крещение. Все они вместе с Перпетуей взяты были языческими судьями и заключены в тесную темницу. Явившийся сюда отец святой Перпетуи старался было поколебать твердость ее веры, возбуждая в мученице любовь к ее грудному младенцу; но любовь ко Христу была в святой Перпетуе выше всех земных привязанностей.

Прежде страдания своего, святая Перпетуя сподобилась следующого видения , которое она сама и описала, находясь в темнице.

«Я видела, – говорит святая Перпетуя, – золотую лестницу, чрезвычайно высокую, которая доходила от земли до неба; она была столь узка, что по ней едва можно было восходить только по одиночке; бока этой лестницы были увешаны и утыканы острыми мечами, ножами, копьями, кинжалами, гвоздями, крючьями и тому подобными острыми предметами. При нижнем конце лестницы обитал страшный змий, готовый броситься на тех, которые покушались взойти по ней. Не обращая внимания на этого змия, Сатир безбоязненно вошел первым на лестницу. Дошедши благополучно до самой последней ступени, он обратился ко мне с такими словами: «Перпетуя! я жду тебя, но остерегайся, чтобы змий не поглотил тебя».

– Я не боюсь его, – ответила ему Перпетуя.

И тотчас решилась во имя Господа нашего Иисуса Христа идти по лестнице. Подошедши к лестнице, она прежде всего наступила на голову змия, как бы на первую ступень. И когда взошла на верх лестницы, то увидала прекрасные райские селения и в них множество обитателей. Когда святая Перпетуя рассказала об этом видении своим сподвижникам, то все они поняли его, как предсказание о своем страдальческом подвиге. С этого времени они всецело отрешились от земных привязанностей, и все свои мысли сосредоточили на вечности.

После многих страданий в темнице, святых мучеников, наконец, осудили на смерть. Юношей бросили на растерзание диким зверям в цирке , а на святых жен Перпетую и Филицитату выпустили дикую и бешеную корову, дабы она забодала их рогами. Но звери не растерзали святых мучеников, а потому они все были после того усечены мечами и ножами. Когда закалали святую Перпетую, то рука исполнителя казни долгое время не могла попасть в гортань ея; тогда Перпетуя сама поднесла к шее меч его, и, таким образом мужественно скончалась за Христа .

Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Память святой мученицы Перпетуи и с нею святых юношей Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и святой Филицитаты жены

Святая Перепетуя происходила из знатного рода и жила в городе Карфагене 1 . Она тайно от своего отца, язычника, приняла святое крещени е и, не смотря на его слезные просьбы и увещания, пребывала непоколебимою в истинной вере. Двадцати двух лет от роду, Перпетуя овдовела, имея на руках грудного ребенка, которого она сама кормила. Брат ея Сатир, служанка Филицитата и юноши: Ревокат (слуга), Саторнил и Секунд (из благородного звания) также готовились принять святое крещение. Все они вместе с Перпетуей взяты были языческими судьями и заключены в тесную темницу. Явившийся сюда отец святой Перпетуи старался было поколебать твердость ее веры, возбуждая в мученице любовь к ее грудному младенцу; но любовь ко Христу была в святой Перпетуе выше всех земных привязанностей.

Прежде страдания своего, святая Перпетуя сподобилась следующого видения 2 , которое она сама и описала, находясь в темнице.

"Я видела, - говорит святая Перпетуя, - золотую лестницу, чрезвычайно высокую, которая доходила от земли до неба; она была столь узка, что по ней едва можно было восходить только по одиночке; бока этой лестницы были увешаны и утыканы острыми мечами, ножами, копьями, кинжалами, гвоздями, крючьями и тому подобными острыми предметами. При нижнем конце лестницы обитал страшный змий, готовый броситься на тех, которые покушались взойти по ней. Не обращая внимания на этого змия, Сатир безбоязненно вошел первым на лестницу. Дошедши благополучно до самой пооледней ступени, он обратился ко мне с такими словами: "Перпетуя! я жду тебя, но остерегайся, чтобы змий не поглотил тебя".

Я не боюсь его, - ответила ему Перпетуя.

И тотчас решилась во имя Господа нашего Иисуса Христа идти по лестнице. Подошедши к лестнице, она прежде всего наступила на голову змия, какъ бы на первую ступень. И когда взошла на верх лестницы, то увидала прекрасные райские селения и в них множество обитателей. Когда святая Перпетуя рассказала об этом видении своим сподвижникам, то все они поняли его, как предсказание о своем страдальческом подвиге. С этого времени они всецело отрешились от земных привязанностей, и все свои мысли сосредоточили на вечности.

После многих страданий в темнице, святых мучеников, наконец, осудили на смерть. Юношей бросили на растерзание диким зверям в цирке 3 , а на святых жен Перпетую и Филицитату выпустили дикую и бешеную корову, дабы она забодала их рогами. Но звери не растерзали святых мучеников, а потому они все были после того усечены мечами и ножами. Когда закалали святую Перпетую, то рука исполнителя казни долгое время не могла попасть в гортань ея; тогда Перпетуя сама поднесла к шее меч его, и, таким образом мужественно скончалась за Христа 4 .

В тот же день память преподобного отца нашего Петра Галатийского, скончавшегося около 429 года. Он же воспоминается 22 февраля и 25 ноября под именем Петра Столпника и Молчалъника.

________________________________________________________________________

1 Карфаген - древнейшая знамеяитая колония Финикиян на севере Африки, достигшая в древности высшей степени могущества и разрушенная в 146 году до Р. Хр.; на развалинах древняго Карфагена, при первых римских императорах возник новый Карфаген, который существовал с большим блеском в продолжение весьма долгого времени. В Карфагене весьма сильно был развит языческий греко-римский культ со воеми его суевериями.

2 Записи о страданиях ведены в темнице самими святыми мучениками: Перпетуею и Сатиром. Оотальное дополнено очевидцем и для очевидцев; ибо говорится: "и мы, что слышали и осязательно очами видели, возвещаем вам братия и сестры, дабы и вы, которые при сем присутствовали, снова вспомнили для славы Божией".

«Христиан – львам! – ревели трибуны. – Христиан – в огонь! Смерть христианам!» К началу III века эти крики сотрясали всю Римскую империю, включая самые отдаленные провинции. Какие бы ни случались стихийные бедствия – пожары, засухи, землетрясения, извержения вулканов, наводнения, – вина за них привычно возлагалась на христиан. «Отеческие боги гневаются на нас за то, что повсюду появились почитатели некоего Христа», – говорили римляне, требуя наказывать «виновных» наравне с уголовными преступниками.

«Пусть о том свидетельствуют собственные списки ваши – между преступниками, осуждаемыми на наказание и заточение за убийство, воровство или другие преступления, есть ли хоть один христианин? Вами, язычниками, полны темницы; а если в них заключены христиане, то уж разве только за то, что они христиане, – вопрошал писатель Тертуллиан, выходец из Карфагена. – А между тем вы преследуете христиан. Народ, и не ожидая приговора судей, побивает нас камнями, сжигает наши жилища. В ярости своей он не щадит даже умерших и из гробниц вырывает тела христиан, чтобы терзать их.

Все служит предлогом для ненависти вашей: разольется ли Тибр или разольется Нил, случится ли засуха или землетрясение, голод или болезнь, тотчас поднимаются крики: „Христиан львам!“, как будто до пришествия Иисуса Христа никогда не испытывалось подобных бедствий…»

Когда-то Карфаген – древнейшая колония финикийцев, основанная отважными мореплавателями, – был одним из самых могущественных противников Рима. С финикийцами-карфагенянами, или, как их называли римляне, – пунийцами, велись бесконечные Пунические войны. Как тут не вспомнить сенатора Катона, который 180 (!) своих речей в сенате заканчивал одной и той же фразой: «А все-таки, я считаю, Карфаген должен быть разрушен». Город и был до основания разрушен в 146 году до н.э. – со всеми древними финикийскими храмами, дворцами, святилищами, и затем вновь отстроен по римскому образцу.

На развалинах вырос новый Карфаген, который стал столицей крупнейшей римской провинции Африка. Теперь это был оживленный, многонаселенный город, где общественные здания сверкали мрамором и имелись – это не так давно открыли археологи – даже шестиэтажные дома, оборудованные ваннами и канализацией, своего рода первые «высотки», правда, рассчитанные всего на одну семью. При раскопках домов в Карфагене были обнаружены самые древние образцы красивейшей средиземноморской мозаики.

Достопримечательностью нового Карфагена был большой амфитеатр (примерно на тридцать тысяч зрителей), а также общественные бани, подаренные городу Марком Аврелием. В первые века в городе вовсю кипела политическая и культурная жизнь: существовали философские, медицинские и юридические школы, училища риторов, театры.

В конце II века в Карфагене в богатой и знатной семье родилась главная героиня этого рассказа – Фивия Перпетуя. Ее отец, судя по сохранившимся сведениям, был декурионом – действующим или бывшим членом городского совета, либо занимал в Карфагене другой высокий пост. Еще у Фивии были мать и два брата, один из которых умер в семилетнем возрасте.

«Благородно рожденная, изысканно воспитанная» Фивия Перпетуя вышла замуж, родила сына. О ее муже нам ничего не известно – возможно, он погиб или оставил жену, обратившуюся в христианство. Перпетуе было 22 года, когда она, ее раб Ревокат и его жена рабыня Фелицитата, а также еще двое юношей благородного происхождения – Сатурнин и Секунд – готовились принять крещение. В христианской общине Карфагена они были в числе оглашенных.

Как будет вспоминать Перпетуя, отец из любви к ней всячески старался отвратить ее от веры.

«– Отец, – сказала я ему, – видишь ли, скажем, этот сосуд – кувшин, лежащий здесь?

– Вижу, – отвечал отец.

– Можешь ли ты назвать этот кувшин каким-нибудь иным наименованием, чем то, что он есть?

– Нет, – сказал он.

– И я не могу назвать себя ничем, кроме того, что я есть, – христианка.

Тогда отец мой, разгневанный моими словами, бросился на меня, как будто хотел вырвать глаза мои. Но он только пригрозил мне и ушел прочь…»

В 201 году император Септимий Север издал указ, запрещающий подданным империи принимать иудаизм или христианство.

Фивию Перпетую и других оглашенных, которые готовились стать христианами, схватили и привели на допрос к судье Иларию. Все арестованные – и знатного происхождения, и рабы – с твердостью исповедовали Христову веру.

К ним добровольно присоединился еще один человек, по имени Сатур, которого в момент ареста не было дома. Кто-то называет Сатура родным братом Перпетуи, другие – старшим и более взрослым по возрасту наставником всей группы оглашенных. Фивия Перпетуя обращалась к нему «брат мой», что тогда было принято среди христиан. Но одно несомненно: Сатур во время испытаний старался поддерживать всех остальных.

Сначала заключенных держали в заточении в частном доме, и там все они приняли крещение. Таким образом, они нарушили императорский эдикт и выразили неповиновение закону, за что полагалось строгое наказание. Арестованных бросили в темницу, где они должны были дожидаться суда.

Но Фивия Перпетуя заранее знала, что ее ожидает:

«…Мы были крещены, и Дух подсказал мне, чтобы в воде крещения я не искала ничего, кроме благодати для телесного укрепления в мученичестве», – написала она в своем дневнике.

Дело в том, что в темнице Перпетуя делала записи «собственной рукой по ее собственным мыслям». Судя по всему, она, будучи римлянкой благородного происхождения, получила хорошее образование. Дневниковые записи Фивии Перпетуи, сохранившиеся до наших дней, – один из самых поразительных документов раннехристианского времени. Они позволяют нам заглянуть за стены карфагенской тюрьмы и понять, что чувствовали те, кто отдавал жизнь за Христа.

Из записок Перпетуи мы узнаем, что в тюрьме было очень темно и тесно. Скорее всего, тюрьма представляла собой подземелье или помещение, где окна закрывались камнями, и арестованные находились в полной темноте. Перпетуя пишет, что была «очень испугана, потому что никогда ранее не испытывала такой темноты».

Ж. Л. Жером.
«Последняя молитва христиан перед казнью»

«О, ужасный день! Страшная жара, удары воинов, непролазная толпа…» – доверит она переживания своему дневнику.

Судя по всему, мужчин в тюрьме избивали. Один из арестованных – Секунд – умер в заключении, и, как напишет Перпетуя, «тело его уже испытало борьбу».

Сама она больше всего тревожилась об оставленном дома грудном ребенке. Но затем карфагенским христианам удалось подкупить стражников, и ей стали приносить сына в тюрьму на кормление. После этого, пишет Перпетуя, «темница показалась мне дворцом, и я предпочитала быть в ней скорее, чем где бы то ни было в другом месте».

Но вот наступил день суда. На заседание пришел отец Перпетуи, который умолял дочь пожалеть его седины и отказаться от прежних показаний. Вот как молодая женщина и любящая дочь описывает еще одно сильнейшее испытание: «Он пришел ко мне и бросился передо мной. – Сжалься, дочь моя, над моими сединами.

Сжалься над твоим отцом, если я могу еще называться твоим отцом. Этими самыми руками я воспитал тебя до нынешнего твоего цветущего возраста, я всегда предпочитал тебя твоим братьям, не предавай же меня. Подумай о своих братьях, подумай о твоей матери, о твоей тетке, подумай о твоем сыне, который не сможет жить без тебя. Отложи свою храбрость и не доведи нас всех до погибели, потому что никто из нас не сможет жить со свободным сердцем, если ты пострадаешь.

Это и подобное говорил мой отец, в своей любви ко мне целуя мои руки, бросаясь к ногам моим и со слезами называя меня не дочерью, но госпожой. И я скорбела о седых волосах моего отца и о том, что он – единственный из всей нашей семьи – не радовался моему мученичеству. И я старалась утешить его, говоря:

– На лобном месте будет то, что Богу угодно, ибо знай, что мы находимся не в собственных наших руках, но в руках Божиих. И он ушел от меня в огорчении».

На следующий день арестованных снова повели для слушания дела в городское управление. Слух об этом быстро распространился по городу, и в зале суда собралось много народа. Ведь и Фивию Перпетую, и других арестованных многие карфагеняне знали с детских лет, и уж конечно вовсе не как преступников.

Подсудимые взошли на возвышение. Каждый по очереди был допрошен и «исповедал свою вину», то есть вслух говорил, что он – христианин. Когда очередь дошла до Фивии Перпетуи, в зале неожиданно появился ее отец с младенцем на руках.

«Мой отец с моим мальчиком протиснулся ко мне и тихим голосом сказал мне:

– Пожалей твое дитя.

Илариан-прокуратор, который только что принял власть вместо проконсула Минуция Тимиана, недавно умершего, сказал:

– Пощади седины отца твоего, пощади младенчество твоего сына, принеси жертву о благополучии императоров.

Я ответила:

– Я не сделаю этого.

Илариан спросил:

– Христианка ли ты?

Я ответила:

– Да, я – христианка».

После полученных признаний оставалось только дождаться решения суда, но Фивия Перпетуя и до вынесения вердикта знала, что это будет смертный приговор. Ей было открыто в сонном виде́нии, что всех подсудимых в скором времени ожидает мученичество за Христа, и даже то, что Сатур уйдет из жизни первым.

Она описывает в дневнике, что видела во сне «золотую лестницу изумительной высоты, чрезвычайно высокую, которая доходила от земли до неба». Эта лестница была такой узкой, что взбираться по ней можно было только поодиночке, к тому же бока этой лестницы были увешаны и утыканы острыми мечами, ножами, копьями, кинжалами, гвоздями, крючьями и тому подобными острыми предметами.

У подножия лестницы сидел страшный змий, готовый броситься на всех, кто хотел по ней подняться. Не обращая на него внимания, Сатур первым взошел на лестницу и благополучно взобрался наверх. На самой верхней ступени он оглянулся и обратился к Перпетуе со словами:

– Перпетуя! Я жду тебя, но остерегайся, чтобы змий не поглотил тебя.

– Я не боюсь его, – ответила она и тоже стала подниматься по лестнице, как на первую ступень, наступив на голову змия.

А когда тоже поднялась – увидела райские обители и прекрасные селения. Там она встретила благообразного пастуха, который доил овец. Пастух предложил ей испить молока, Перпетуя согласилась и… проснулась. Пробудившись, она почувствовала во рту «сладость, которую не в силах описать» и с этого момента «перестала иметь какую-нибудь надежду на этот мир».

Но все же приговор, который вынес карфагенским христианам суд, заставил содрогнуться многих присутствующих на заседании. 7 марта 203 года, в день рождения Геты – сына императора Септимия Севера, во время праздничных игр арестованные должны быть отданы на растерзание зверям на арене цирка. Это был очень жестокий приговор: как правило, осужденных приговаривали к «усечению мечом». Существует версия, что недавно прибывший из Испании новый губернатор Карфагена Публий Илариан хотел таким образом отличиться перед цезарем и устроить в честь императорского сына человеческие жертвоприношения.

«После того прокуратор произнес приговор обо всех нас, осудив нас на съедение диким зверям, и мы сошли с помоста вниз и, радостные, вернулись в темницу», – запишет, вернувшись из зала суда, Перпетуя.

Радость… Вот то самое чувство, которое испытывали христиане первых веков, воспринимая как великую награду возможность пострадать за Христа. До казни оставалось еще несколько дней.

Главной заботой Фивии Перпетуи был маленький сын, но даже это вскоре перестало ее мучить: «Так как мой ребенок должен был питаться моей грудью и для того находиться при мне в темнице, то я просила диакона Помпония пойти к моему отцу и просить его дать мне моего младенца, но отец мой не дал его. И, видимо, была на это воля Божия, потому что дитя перестало просить о груди, а мои груди не причинили мне никакой тяготы, и я перестала терзаться заботой о моем ребенке и болью в грудях».

Схваченная вместе с госпожой рабыня Фелицитата была беременна, и у нее приближалось время родов. Она боялась, что не успеет родить до дня казни. По закону беременных женщин нельзя было подвергать общественным наказаниям. И значит, ее должны были казнить не с единоверцами, а среди преступников.

В тюрьме Фелицитата мучилась родами и громко стонала. Кто-то из тюремщиков ее спросил:

– Ты, которая так страдаешь сейчас, что же станешь делать, когда будешь брошена диким зверям, которых ты так презирала, когда отказывалась принести жертву?

Она ответила:

– Сейчас страдаю я, а там со мной будет страдать Другой, так как я готова страдать с Ним, – имея в виду Иисуса Христа.

За два дня до казни Фелицитата родила девочку, которую передали женщине-христианке, и та воспитала ее как свое дитя.

В тюрьме с осужденными на казнь стали обращаться еще хуже прежнего: перестали кормить, запретили свидания. Кто-то нашептал трибуну, что христиане могут сбежать из тюрьмы «посредством волшебных заклинаний и песен», и он ужесточил условия их содержания. Перпетуя пристыдила его, сказав:

– Почему ты не позволяешь нам лучшего утешения? Ведь мы подведомственны благородному цезарю и будем бороться со зверями в день его рождения. Не является ли для тебя славой, чтобы мы выглядели более сытыми и здоровыми в этом представлении?

Трибун покраснел и приказал, чтобы христиан содержали с большей человечностью. По крайней мере к ним снова стали пускать посетителей. Один из тюремщиков сделал для осужденных много доброго. «Пуденс-воин, помощник надзирателя тюрьмы, который начал относиться к нам с большим почтением, убеждаясь, что великая сила Божия была с нами, допустил много братий видеть нас, чтобы и мы и они могли бы взаимно ободрить друг друга».

Накануне казни узники совершили в темнице агапу – общую трапезу, соединенную с богослужением: общей молитвой, пением псалмов, гимнов. В помещение стали набиваться любопытные стражники, которые прежде ничего подобного не видели.

– Сегодня вы, видимо, тронуты нашей судьбою, – сказал им Сатур, – а завтра будете рукоплескать нашим убийцам. Всмотритесь в нас, чтобы вы могли узнать нас, когда все мы предстанем пред грозным Судиею живых и мертвых.

Тюремщики испугались этих слов и разошлись, но один из них остался. Это был уверовавший во Христа Пуденс, который принял решение вместе с осужденными принять смерть на арене.

В ночь перед казнью Фивия Перпетуя увидела еще один сон, который успела записать. Она как будто бы подошла к амфитеатру цирка и взошла на арену, где ей предстояло начать схватку с безобразным эфиопом.

Перпетуя дала согласие и уже готовилась вступить в бой, как вдруг появился высокого роста человек, в одной руке которого была красивая трость, а в другой – зеленая ветвь с золотыми яблоками. Он огласил условия предстоящего состязания: если эфиоп победит женщину, то может убить ее; если же одолеет женщина, то она получит в награду ветвь с яблоками.

Началась борьба. Перпетуя ловко уворачивалась и убегала от эфиопа, состязание было трудным. Наконец, чтобы скорее окончить борьбу, она сложила вместе обе руки и ударила ими по голове противника так сильно, что эфиоп упал на песок. Перпетуя получила обещанную награду – ветвь с золотыми яблоками.

«Меня утешило это виде́ние, – написала в дневнике Перпетуя, – ибо оно хотя и предсказывало мне борьбу, но вместе с тем уверяло меня в победе».

Как скажет в своей апологии Марк Минуций Феликс, современник карфагенских христиан: «Мы испытываемся несчастьями, как золото огнем». Вот и видения Фивии Перпетуи были такими же: золотая лестница, золотые яблоки…

Записки Фивии Перпетуи завершаются такими словами: «Итак, я заканчиваю это описание нескольких дней перед представлением. А то, что совершится на представлении, пусть запишет кто-нибудь другой».

И вот наступило 7 марта 203 года – день рождения несчастного Геты, который спустя несколько лет будет убит на глазах у матери родным братом. С раннего утра жители Карфагена начали занимать места в цирке, чтобы быть ближе к арене.

Все-таки поразительна эта любовь римлян к жестоким, кровавым зрелищам… Сейчас она кажется нам коллективным помешательством, но история дает возможность проследить, как оно развивалось, достигнув в III веке состояния полного безумия.

Когда-то все начиналось с благородного обряда устраивать состязания на могилах умерших предков, чтобы те тоже смогли полюбоваться доблестью потомков. Вынесенные на широкую публику турниры, уже с участием осужденных на смерть преступников и плененных врагов Рима, стали любимым развлечением римлян.

Как сообщает в «Анналах» историк Тацит, «ранее наспех сколачивали ступенчатые трибуны для зрителей и временную сцену, а если глубже заглянуть в старину, то народ смотрел представления стоя, ибо опасались, что если в театре будут сиденья, он станет проводить в нем целые дни в полном безделье». И эти опасения полностью оправдались.

В императорском Риме гладиаторские бои длились целыми днями и неделями, а в честь особых праздников – месяцами. Кровавые зрелища становились все более широкомасштабными и изощренными. Это были и морские сражения, где гладиаторы с трезубцами охотились на жертв, наряженных морскими чудовищами, так что в конце представления вода на арене становилась красной от крови, и инсценировки знаменитых исторических битв, и охота на диких зверей в Африке.

Дело дошло до того, что к III веку популяции многих животных в Римской империи были на грани уничтожения. Со всех частей света на гладиаторские игры везли слонов, крокодилов, львов, леопардов, медведей, кабанов – только для того, чтобы их публично убить.

Римский консул и историк Дион Кассий в «Римской истории» cообщил, что в день торжественного открытия Колизея на арену выпустили до девяти тысяч зверей и большое количество преступников, осужденных на смерть. У нас нет данных о массовых казнях христиан именно в Колизее, но традиция сохранила имя одного узника, растерзанного на этой арене в начале II века, – святой Игнатий Богоносец. Римлянам так понравилось наблюдать публичные убийства безоружных людей, что без этого уже не могли обойтись и театры: во время представления непременно проливалась чья-то кровь!..

Осужденных на смерть наряжали в звериные шкуры или костюмы богов и заставляли перед казнью разыгрывать для потехи публики целые спектакли. Чтобы привлечь интерес публики, в конце драмы «Геракл» героя могли и сжечь на настоящем костре. А в популярной, любимой римлянами драме Катулла «Лавреол» о беглом рабе, ставшем разбойником, главного героя – Лавреола – в финале полагалось распять на кресте.

Никто давно уже не мог понять, что происходило на арене. Будь то гладиаторские сражения, цирковое или театральное представление, – все вместе они назывались одним словом – зрелища. Впрочем, было и другое распространенное название – потешные игры, так как они устраивались для потехи зрителей. Возбужденная видом крови и смерти, публика доходила до полного неистовства…

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о юноше, который ненавидел подобные зрелища и осуждал друзей за то, что они ходят в цирк. На спор юноша согласился один раз пойти на гладиаторские игры, сказав, что даже не будет смотреть на арену. Он действительно зажмурился, но в тот момент, когда трибуны взорвались криками, не выдержал и открыл глаза…

«Как только увидел он эту кровь, он упился свирепостью, он не отвернулся, а глядел, не отводя глаз, он неистовствовал, не замечая того, наслаждался преступной борьбой, пьянел кровавым восторгом. Он был уже не тем человеком, что пришел, а одним из толпы, к которой пришел, настоящим товарищем тех, кто его привел. Чего больше? Он смотрел, кричал, горел и унес с собой безумное желание, гнавшее его обратно».

Утром карфагенских христиан вывели из темницы и повели в амфитеатр. По сценарию «потешных игр» мужчин должны были одеть в костюмы Сатурна, женщинам следовало изображать римскую богиню урожая Цереру. Но Перпетуя отказалась наряжаться и сказала, заступившись за других: – Мы пришли сюда по собственному нашему изволению, и поэтому наша свобода не должна быть насилуема. Мы пришли сюда именно для того, чтобы не делать таких вещей. Думаю, что вы согласитесь с нами в этом. Палачам пришлось уступить ее требованиям: осужденных вывели на арену в своей одежде.

«Перпетуя шла с кротким видом, с величием невесты Христовой, избранницы Божией, пряча сияние своих глаз от рассматривания толпы», – рассказал очевидец, продолживший ее записи. Поравнявшись со скамьей, где сидел вынесший им приговор прокуратор Илариан, кто-то из осужденных воскликнул: «Ты осуждаешь нас в настоящей жизни, но Бог осудит тебя в будущей!»

В амфитеатре среди жадных до зрелищ зрителей были и карфагенские христиане, которые пришли для того, чтобы услышать и запомнить каждое слово мучеников и по возможности после казни забрать их святые останки для достойного захоронения.

Для борьбы с Перпетуей и Фелицитатой была выведена дикая буйволица. Свирепое животное сразу же подняло Перпетую на рога и швырнуло на землю. Женщина лишилась чувств. Но к ней подбежала Фелицитата, которая находилась рядом, и подняла свою бывшую госпожу. Удивленная Перпетуя не чувствовала ни страха, ни боли – «так глубоко она пребывала в Духе», и даже не сразу могла понять, откуда на ее теле появились раны.

«Жестокость зрителей была удовлетворена, и они потребовали, чтобы осужденные были выведены в Живительные врата», – свидетельствовал очевидец казни.

Как и в любом цирке, у арены амфитеатра в Карфагене было двое главных ворот, именовавшихся Врата жизни (или Живительные врата) и Врата смерти. Победители покидали арену через Врата жизни, а убитых или умирающих уносили через Врата смерти. Но прокуратор не дал знака прекратить расправу над христианами, и представление продолжилось.

Велев друзьям подойти к ней ближе, Перпетуя сказала: «Стойте крепко в вере и любите друг друга, и не огорчайтесь моими страданиями».

Тем временем на арену выпустили кабана, медведя и леопарда. На Сатура бросился леопард и тяжело ранил его. Увидев льющуюся кровь, народ на трибунах закричал: «Омыт и спасен, омыт и спасен!» и «Он крещается в другой раз!» Такое крещение кровью принял на арене воин Пуденс, которого Сатур убеждал не падать духом. Умирая, Сатур снял с руки перстень, окунул его в свою кровь и дал Пуденсу «как знак памяти».

Апологет Марк Минуций Феликс, родиной которого тоже считается Африка, писал: «Не только мужчины, но даже отроки и женщины, вооружившись терпением в страданиях, презирают кресты, пытки зверей и все ужасы казней. И вы не понимаете, несчастные, что никто не захотел бы без причины подвергнуть себя казни, никто не мог бы без Божественной помощи вынести такие мучения».

Затем, как это было принято на играх, раненых перенесли на особую площадку на арене, чтобы добить их. Толпа ринулась к этому месту, «чтобы видеть, как меч будет входить в тела мучеников, делая свои взоры как бы участниками убийств».

Мучеников подняли и поставили так, как того захотела толпа. Карфагенские христиане обменялись поцелуями, как написал очевидец, «причащаясь мученичеству с лобзанием мира».

Неопытный палач сумел предать смерти Фивию Перпетую только со второго удара, и она сама приставила его меч к своему горлу.

«…И я пошла и увидела большой сад, а в середине сада седовласого человека, сидящего в пастушьей одежде и доящего овец. Вокруг же стояли многие тысячи облеченных в белые одежды. Он поднял голову, посмотрел на меня и сказал: „Приветствую тебя, дочь Моя!“ И Он позвал меня и дал мне кусок сыра из молока, которое надоил. Я приняла сыр протянутыми руками и съела его. А все стоящие кругом сказали: „Аминь“».

В темнице Сатур тоже записывал свои видения. Он увидел, как четыре Ангела переносят его и Фивию Перпетую куда-то на восток, в прекрасный сад, где их встречают другие африканские мученики – Иокунд, Сатурнин, Артай и Квинт. В другой раз Сатур видел священномучеников – епископа Оптата Карфагенского и пресвитера Аспазия, предлагавших ему остаться с ними. И райские чертоги, и Ангелы, поющие «Свят, свят, свят», и двадцать четыре старца на удивление похожи на то, что созерцал духом и описал в Апокалипсисе Иоанн Богослов, – эта реальность доступна только святым.

Тела святых карфагенских мучеников погребли в Карфагене. Позднее над их могилами была возведена величественная базилика. Уже в наше время на ее месте обнаружена плита с высеченными именами Перпетуи и Фелицитаты.

Но они были и ранее известны верующим, благодаря уникальному древнему документу «Страдания святых мучеников Перпетуи, Фелицитаты, Сатура, Сатурнина, Секунда и Ревоката». Основная часть текста представляет собой тюремные записки Фивии Перпетуи и Сатура, а завершающая часть, по мнению исследователей, написана Тертуллианом со слов очевидцев. Впрочем, по поводу последней части есть и другие версии, но ни у кого нет сомнений, что «Страдания» сохранили для нас реальные сведения о карфагенских мучениках. И подобных историй в конце II – начале III века в древнеримской провинции Африка происходило немало.

Известно, что в царствование Коммода христиане из местечка Исхли (по-латыни Сцили) отказались поклоняться «гению» императора. Имена семи мужчин и пяти женщин, обезглавленных в Карфагене 17 июля 180 года, перечислены в древнем документе «Акты сцилийских мучеников».

В 188 году, как сообщает Тертуллиан в сочинении «Апологетика», ярость карфагенского населения против христиан возбудили жрицы богини Целесты. Толпа нападала на собрания, оскверняла христианские кладбища, требовала от властей «не отводить поля под гробницы христиан».

В 198 году, при Септимии Севере, состоялась казнь христианина Намфата и других мучеников в африканском городе Мадавре.

Гонения в Африке были такими сильными, что Тертуллиану пришлось написать послание римскому проконсулу в Африке Скапуле, который из ненависти к христианам вообще хотел казнить каждого десятого жителя Карфагена.

Это жестокое наказание – децимация – применялось только в римских армиях, да и то в исключительных случаях, для подавления бунтов. «Пощади несчастную сию провинцию», – взывал Тертуллиан и тут же утверждал: «У нас нет иного верховного владыки, кроме Бога. Он превыше тебя, Он не может и не захочет оставаться в неизвестности, и ты ничего не в состоянии сделать против Него».

Время показало, насколько он был прав.

Презентация первой книги серии «Святые в истории» состоится 15 мая в 19:30 в культурном центре «Покровские ворота». В презентации примут участие автор книги, писатель Ольга Клюкина и настоятель храма святой Троицы в Хохлах, протоиерей Алексий Уминский.

Образ святых находит отражение в разных литературных жанрах - в романах, поэмах, рассказах. А иногда подлинным художественным произведением становятся записи, которые человек делал сам для себя - его дневники. Особенно, если эти записи делает человек исключительный и в них описаны события не ординарные.

Сегодня мы говорим о святой Фивии Перпетуе и ее дневниковых тюремных записках.

Есть рукописи уникальные, чудом дошедшие за много веков до наших дней. Таким бесценным сокровищем для христиан является древний документ «Страдания святых мучеников Перпетуи, Фелицитаты, Сатура, Сатурнина, Секунда и Ревоката» начала III века.

Первая его часть представляет собой дневник или тюремные записи карфагенской христианки Фивии Перпетуи. Находясь в темнице в ожидании суда, а затем и казни на арене цирка, молодая женщина-христианка, делала, как она пишет, записи «собственной рукой по ее собственным мыслям». Благодаря им, мы можем узнать достоверные подробности о жизни первых христиан и услышать голос самой святой Перпетуи...

Фивия Перпетуя родилась в конце 2 века в Карфагене в богатой и знатной семье, вышла замуж, родила сына. О ее муже ничего не известно - скорее всего, он рано погиб на войне. Отец Фивии был декурионом - членом городского совета в Карфагене. Он всячески старался отвратить дочь от веры в Христа и в своем дневнике Фивия приводит такой между ними диалог.

Фивия Перпетуя:

- Отец, - сказала я ему, - видишь ли, скажем, этот сосуд - кувшин, лежащий здесь?
- Вижу, - отвечал отец.
- Можешь ли ты назвать этот кувшин каким-нибудь иным наименованием, чем то, что он есть?
- Нет, - сказал он.
- И я не могу назвать себя ничем, кроме того, что я есть, - христианка.
Тогда отец мой, разгневанный моими словами, бросился на меня, как будто хотел вырвать глаза мои. Но он только пригрозил мне и ушел прочь…

Фивии Перпетуе было 22 года, когда она сама, ее раб Ревокат и его жена рабыня Фелицитата, а также еще двое юношей благородного происхождения - Сатурнин и Секунд - готовились принять крещение. Молодых людей схватили и привели в суд на допрос.

К ним добровольно присоединился Сатур, которого в момент ареста не было дома. По возрасту он был старше всех и, судя по всему, являлся наставником группы оглашенных.
По недавнему указу римского императора Септимия (произносить - Сэптимия) Севера (Сэвэра)подданным империи запрещалось принимать христианство.

Заключенных держали под арестом в частном доме, и там все они приняли крещение, там самым открыто выразив неповиновение запрету. Карфагенских христиан бросили в темницу, где они должны были дожидаться суда.

Фивия Перпетуя:

«...Я была очень испугана, потому что никогда ранее не испытывала такой темноты. О, ужасный день! Страшная жара, удары воинов, непролазная толпа. Я была очень прискорбна из-за беспокойства о моем ребенке. Благословенные диаконы Tеpтий и Помпоний, которые прислуживали нам, были здесь, и путем вознаграждения они исхлопотали, чтобы нас подбодрили отправкой на несколько часов в лучшую часть тюрьмы».

Больше всего Фивия Перпетуя тревожилась об оставленном дома грудном ребенке. Но вскоре карфагенским христианам удалось подкупить стражников и ей стали приносить сына в тюрьму на кормление. После этого, как она пишет, «темница показалась мне дворцом, и я предпочитала быть в ней скорее, чем где бы то ни было в другом месте». А впереди ее ожидало новое испытание: свидание во время судебного заседания с отцом, который умолял ее «отложить свою храбрость» и публично отречься от Христа.

Фивия Перпетуя:

И я скорбела о седых волосах моего отца и о том, что он - единственный из всей нашей семьи - не радовался моему мученичеству. И я старалась утешить его, говоря:
- На лобном месте будет то, что Богу угодно, ибо знай, что мы находимся не в собственных наших руках, но в руках Божиих. И он ушел от меня в огорчении.

Вскоре арестованных повели для слушания дела в городское управление. Слух об этом быстро распространился по всему Карфагену и в зале суда собралось много народа. Карфагеняне знали Перпетую и других арестованных с детских лет, и уж, конечно, не как злостных преступников.
Подсудимые по очереди поднимались на возвышение, их допрашивали и каждый вслух «исповедал свою вину», то есть говорил, что он - христианин. Когда очередь дошла до Перпетуи, в зале появился ее отец с младенцем на руках. Он снова стал упрашивать дочь принести жертву императору, к нему присоединился и судья...

Фивия Перпетуя:

«- Пощади седины отца твоего, пощади младенчество твоего сына, принеси жертву о благополучии императоров.
Я ответила:
- Я не сделаю этого.
Илариан спросил:
- Христианка ли ты?
Я ответила:
- Да, я - христианка».

После полученных показаний карфагенских христиан снова отправили в темницу дождаться решения суда.

Впрочем, Фивия Перпетуя еще до вынесения вердикта знала, что всех их ожидает мученичество за Христа и Сатур уйдет из жизни первым. Во сне она видела, как вслед за Сатуром поднимается по золотой лестнице и они оказываются в райских селениях.

И все-таки приговор, который вынес карфагенским христианам суд, многих заставил содрогнуться.

Во время праздничных игр в честь дня рождения Геты - сына императора Септимия Севера - христиан приговорили отдать на растерзание зверям на арене цирка.

Накануне дня казни Фивия Перпетуя записывает в дневнике еще одно сновидение. Она борется на арене с неким чернокожим силачом и побеждает его, получая в награду ветвь с золотыми яблоками. Ее дневниковые записи заканчиваются словами:

Фивия Перпетуя:

«И я проснулась и поняла, что я буду бороться не со зверями, но с диаволом. И я знаю, что меня ждет победа. Итак, я заканчиваю это описание нескольких дней перед представлением. А то, что совершится на представлении, пусть запишет кто-нибудь другой».

Вторая часть древнего манускрипта «Страданий...» представляет собой записи очевидца казни.
Среди жадных до кровавых зрелищ зрителей в амфитеатре, конечно, были и карфагенские христиане. Они пришли для того, чтобы запомнить и записать каждое слово мучеников, а после казни забрать их святые останки для достойного захоронения.

«Перпетуя шла с кротким видом, с величием невесты Христовой, избранницы Божией, пряча сияние своих глаз от рассматривания толпы», - с репортажной точностью описано величайшее мужество и смирение христианки Фивии Перпетуи.

Тела карфагенских мучеников погребли в Карфагене, позднее над их могилой возвели величественную базилику. В 20 веке археологи на месте захоронения обнаружили плиту с высеченными на ней именами Фивии Перпетуи и ее подруги Фелицитаты.

А еще одним памятником карфагенским христианам стал дневник Фивии Перпетуи.

Фивия Перпетуя:

«После того прокуратор произнес приговор обо всех нас, осудив нас на съедение диким зверям, мы сошли с помоста вниз, и радостные вернулись в темницу».

Радостные... Дневниковые записи святой Фивии Перптуи свидетельствуют, что христиане первых веков воспринимали страдания и смерть за Христа как высшую награду.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!