Ташкентская епархия. Ташкентская и Узбекистанская Епархия. Русская Православная Церковь

6 февраля 2018 года, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий начал свой архипастырский визит по приходам Бухарского благочиния. Первым приходом, в котором владыка совершил Божественную литургию, стал храм всех святых, в земле Российской просиявших, города Учкудука.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Бухарского благочиния протоиерей Леонид Козин, настоятель храма иерей Георгий Фоминов, протоиерей Сергий Заворотнев, иерей Леонид Петров, иеромонах Лука (Милючев), иерей Антоний Коршунов, диакон Владислав Царев, диакон Петр Гнатик.

По окончании Божественной литургии была прочитана молитва блаженной Ксении Петербургской, пропето величание, после которого владыка Викентий обратился к прихожанам:

«Всех вас поздравляю с днем памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Эта святая всем нам известна, всеми нами любима, потому что стяжала от Бога великую благодать помогать людям во всех нуждах, печалях, скорбях, болезнях, жизненных трудностях, семейных перипетиях, искушениях этой жизни. Во всем этом она стяжала особую благодать.

Она жила в начале XVIII века. Ее жизнь была очень долгой и проходила она в унижении, оскорблении, поношении, в лишениях. Она взяла этот подвиг ради своего мужа, который внезапно погиб. И она переживала за него, чтобы Господь его не наказал вечными мучениями, но даровал ему Царство Божие. Вот такая была у нее любовь к мужу, чтобы его спасти, чтобы его привести в Царство Божие, чтобы он не погиб в вечных мучениях, и это было ее заботой, потому она 42 года вела такую жизнь.

Сейчас мы думаем о нашем благополучии, как лучше устроиться в этой жизни. Может быть, это и не плохо, не совсем предосудительно, но когда у нас есть большее устремление сердца в привязанности к земным утехам, то конечно - это плохо. Нам нужно не забывать о Царстве Божием.

К сожалению, есть такая слабость и немощь, что веря в Бога, ходя в Церковь и причащаясь, мы думаем, чтобы Господь помогал нам хорошо жить на земле, но не думаем, чтобы хорошо жить на Небе. Господь по Своему милосердию помогает в нашей земной жизни, помогает, чтобы у нас было более или менее хорошее положение в обществе. Он не отвергает наши земные потребности, но когда мы полностью думаем о земном и живем ради него, то это плохо. Господь дает земные блага, чтобы удостоверить нас, что Он есть, что Он слышит наши просьбы. И когда мы получаем от Бога просимое, мы должны задуматься, что если Господь дает нам земные блага, то надо просить у него блага небесные.

Для того чтобы получить небесные блага, мы должны отречься от чего-то земного. Мы видим в лице святой блаженной Ксении, что она полностью отреклась от всего. От нас не требуется этого, но требуется отречься от того, что является грехом, от тех привязанностей к земным благам и удовольствиям, которые противоречат Божественному установлению в нашей жизни.

Всех вас поздравляю с сегодняшним праздником. Дай Бог, чтобы наша жертвенная любовь к празднуемой святой несла нам благо. Блаженная Ксения, конечно, видит и слышит наши молитвы. Она приносит свои молитвы к небесному престолу и оттуда черпает для нас благословение, помощь, заступление и выполнение всех тех просьб, с которыми мы к ней обращаемся. И действительно, мы должны благодарить Бога, что имеем в нашей Церкви такую святую, которую можно попросить во всех нуждах, если мы будем просить с верою и упованием».

В конце проповеди владыка раздал прихожанам иконочки святых собора Среднеазиатского митрополичьего округа на молитвенную память об этом визите.

Дата создания: 4 мая 1871 г. Описание:

4 мая 1871 г. была учреждена Туркестанская епархия. Первоначально центр епархии находился в г. Верном (Алма-Ата), а в 1917 г. кафедра правящего архиерея была перенесена в Ташкент. В годы гонений на Церковь было уничтожено, либо закрыто множество храмов. С 1937 по 1945 годы епархия существовала без архиерейского возглавления; во всей Средней Азии оставался только один действующий православный храм — Покровский собор в Самарканде, остальные приходы были либо закрыты, либо возглавлялись еретиками-«обновленцами». Несмотря на гонения, с конца 1940-х годов начинается постепенное возрождение Церкви. Однако лишь после 1991 г. в республиках Средней Азии были созданы все необходимые условия для нормального осуществления духовной жизни православных верующих.

Решением Священного Синода от 12 октября 2007 г. () из состава Ташкентской епархии выделено .

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. () из состава Ташкентской епархии выделены и епархии. Преосвященному Ташкентскому Синод постановил иметь титул «Ташкентский и Узбекистанский».

Также Синод постановил Преосвященному Ташкентскому и Узбекистанскому быть главой . В делах, касающихся Среднеазиатского митрополичьего округа, а также при литургическом поминовении в иных, кроме возглавляемой им самим, епархиях, главе Среднеазиатского митрополичьего округа Синод постановил титуловаться «митрополит Среднеазиатский».

Священный Синод на заседании 6 октября 2017 г. () утвердил устав Ташкентско-Узбекистанской епархии.

Объединяет приходы и монастыри на территории Узбекистана.

Кафедральный город — Ташкент. Кафедральный собор: Успенский (Ташкент).

Благочиннические округа: Бухарский, Гулистанский, Самаркандский, Ташкентский, Ферганский.

Епархиальные отделы: просветительский; художественно-производственный; по делам молодежи.

Действующие монастыри:

  • Дустабадский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1992 г. как подворье Ташкентского Троице-Никольского мон-ря, в 1998 г. преобразован в самостоятельный. Узбекистан, 702739, Ташкентская обл., г. Дустабад, ул. Мухамедкулова, 85. Тел.: (998-71) 7-37-30, 7-26-11;
  • Ташкентский во имя Святой Троицы и свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь, учрежден в 1894 г. как община, в 1901 г. получил статус мон-ря, закрыт в 1922 г., возобновлен в 1990 г. Узбекистан, 700005, г. Ташкент, ул. 8 Марта, 7. Тел.: (10-998-71) 191-69-60, 191-49-89;
  • Чирчикский во имя вмч. Георгия муж. мон-рь, учрежден в 1996 г. Узбекистан, 702100, Ташкентская обл., г. Чирчик, просп. А. Навои, 1а. Тел.: (998-71) 5-50-33.

Учебные заведения:

  • Ташкентская духовная семинария, открыта в 1990 г. как училище, в 1998 г. реорганизованное в семинарию. Узбекистан, 700015, г. Ташкент, ул. Авлиёота, 91. Тел.: (998-71) 55-54-15.

Церковные СМИ: газета «Слово жизни», издается епархиальным управлением, имеет приложение — альманах «Восток свыше».

Страна: Узбекистан Город: Ташкент Адрес: 700047, Ташкент, ул. Садыка Азимова, 3-й тупик, 22 Телефон: (99-871) 233-33-21 (канцелярия) Факс: (99-872) 236-79-39 Web-сайт: www.pravoslavie.uz E-mail: [email protected] Правящий архиерей: В июне 1865 года отрядом генерала Михаила Черняева был захвачен Ташкент. В 1868 году Туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман возбудил ходатайство об учреждении в областях Туркестанского Генерал-губернаторства особой епархии с нахождением епархиального архиерея в городе Верном.
12 ноября 1871 года на новоучреждённую Туркестанскую кафедру был назначен епископ Софония (Сокольский) с титулом «Ташкентский и Туркестанский». В 1900 году к епархии из состава Грузинской епархии была перечислена Закаспийская область (впоследствии Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика РСФСР). Ввиду огромности территории Туркестана и малого числа приходских церквей, большинство православного населения было приписано в военным «неподвижным» церквам, которые в 1900 году перешли из ведения епархиального управление в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства.
В 1911 году епископ Димитрий (Абашидзе) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возвращении военных «неподвижных» церквей в ведение епархиального управления, что отчасти было удовлетворено.
16 декабря 1916 года был Высочайше утверждён доклад Святейшего Синода о переводе кафедры Преосвященного Вернинского из Верного в Ташкент (в Верном учреждалось викариатство). Ходатайства о переносе (или образовании отдельной) кафедры в Ташкенте епархиальное руководство возбуждало начиная с 1896 года.
Весной 1923 года в Туркестанской епархии большая часть духовенства и приходов признали власть обновленческого Синода (епархия перешла под управление обновленческого епископа Николая (Коблова) . Управлявший епархией архиепископ Иннокентий (Пустынский) , после ареста ряда «староцерковных» священнослужителей, самовольно покинул епархию.
В период 1927-1929 годов Ташкентской епархией («староцерковной») управлял возвратившийся из сибирской ссылки епископ Лука (Войно-Ясенецкий) . До 1933 года во главе епархии стоял митрополит Никандр (Феноменов) , затем бывший здесь в ссылке митрополит Арсений (Стадницкий) ; единственным храмом в их ведении была церковь «Всех скорбящих Радость» на кладбище.

По смерти митрополита Арсения в 1936 году, епархия была разделена на «Ташкентскую и Среднеазиатскую» и «Алма-Атинскую и Казахстанскую». После ареста и расстрела в 1937 году архиепископа Тихона (Шарапова) , обе епархии пребывали вдовствующими до 1945 года. В 1943 году был вновь открыт единственный православный храм - Успенский госпитальный, впоследствии ставший кафедральным собором.
При епископе Гурии (Егорове) (1946-1953 ) число приходов в епархии достигло 66-и. Епископ Ермоген (Голубев) (1953-1960 ) сумел, в период новой волны гонений на Церковь, не допустить закрытия ни одного храма. Более того, он перестроил и расширил Успенский собор. С ноября 1996 года при поддержке правительства Узбекистана строится Духовно-административный центр при Успенском кафедральном соборе. С 1998 года функционирует Ташкентская духовная семинария.

Узбекистан (узб. O"zbekiston, Ўзбекистон или узб. O"zbekiston Respublikasi, Ўзбекистон Республикаси ) - государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Названия государства «Республика Узбекистан » и «Узбекистан » равнозначны. Сопредельные государства: на востоке - Киргизия; на северо-востоке, севере и северо-западе - Казахстан; на юго-западе и юге - Туркмения; на юге - Афганистан и на юго-востоке - Таджикистан.

Крупнейшие города

  • Ташкент
  • Самарканд
  • Бухара
  • Наманган
  • Фергана
  • Андижан
  • Карши
  • Нукус
  • Ургенч
  • Коканд

Православие в Узбекистане

Православие в Узбекистане представлено Русской православной церковью, объединяющей всех православных христиан на территории республики в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию, которая входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви (московский патриархат).

Кроме того, имеется община Армянской апостольской церкви (не входит в семью поместных православных церквей). Поскольку Армянская апостольская церковь относится к дохалкидонским церквям, не принявшим постановлений Халкидонского Собора (451) и не принадлежит к Православию как сообществу православных автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Русская православная церковь является единственной зарегистрированной в Узбекистане православной церковью.

История

Начало возникновение христианства в Средней Азии по преданию связывают с именами апостолов Фомы и Андрея Первозванного, которые, как считается, проповедовали на этой территории. Сведения об этом содержатся в житиях этих апостолов, а также косвенным подтверждением может служить тот факт, что христианские общины в Индии до новейших времен носят названия - «христиан апостола Фомы».

Также предание сохранило сведения о почитании еще со времен вавилонского плена целой общиной иудеев могилы ветхозаветного Патриарха Иова Многострадального, которая находилась в Ургенче. До современных времен на территории Узбекистана существует почитаемых как христианами, так и мусульманами «родники Иова», самый известный из которых находится в Бухаре. Предание о том, что именно Хорезм был местом жития праведного Иова Многострадального, косвенно подтверждается предположениями ученых о единстве древнейшего Хорезма с месопотамской цивилизацией Ур (Шумера и Аккада).

После того, как христианство было принято Римскими Императорами и стало официальной государственной религией, в Персии началось гонение на христиан, что и привело их к переселению в Центрально-Азиатский регион. Уже с 334 года упоминается христианский епископ в Мерве.

Начиная с V века, после того, как большинство христиан из персов приняли несторианство и разорвали свои отношения с Константинополем, несториане становятся основными распространителями христианства в Средней Азии. Православными оставалось Хорезмийское (Хвалисское) архиепископство, входившее в состав Антиохийского Патриархата.

После завоевания Среднеазиатского региона арабами, начиная с VIII века наибольшее распространение в регионе приобретает ислам. Несторианскому католикосу удалось стать придворным халифа и основать свою резиденцию в Багдаде. При содействии властей несториане сумели объединиться с яковитами и организовать крупную церковную общину в регионе.

Дальнейшее распространение ислама и буддизма в XIV веке и начавшиеся гонения на христиан в регионе, привели к постепенному прекращению деятельности как несторианских, так и других христианских общин.

Новое появление христианских общин начинается только с XIX века.

Непосредственно православная диаспора в Узбекистане начинает формироваться наряду с приходом в Среднюю Азию Русской православной церкви после присоединения основной части этого региона к Российской Империи и образованием Туркестанского генерал-губернаторства (1867 год).

Уже к концу 40-х годов в регионе начинают появляться первые русские поселенцы, в основном из сибирских казаков. Они начинают основывать станицы и создавать первые постоянные храмы. Первый такой храм был построен в станице Копальской (ныне город Копал) в 1850 году.

Активным распространением православия становится осуществляемая активная переселенческая программа, которая обеспечивала переезд из центральной части России в Среднеазиатский регион русских крестьянских семей для освоения пустующих земель. Данная программа привела к тому что к 1897 году русское население в регионе уже составляло почти 10 %.

В выстроенных русскими укреплениях, возникающих «русских» пригородах местных городов, казачьих станицах открываются православные приходы: В 1860-х годах - городские в Ташкенте, Джизаке, Самарканде, Чимкенте, а также ряд в совсем небольших поселках и станицах. В 1871 году был учрежден приход и основан храм при Ташкентском госпитале. В 50-х годах ХХ века архиепископом Ермогеном (Голубевым) этот скромный храм был расширен и перестроен в современный Успенский собор.

Самостоятельная епархия в Средней Азии появилась 4 мая 1871 года, когда императорским указом было утверждено решение об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии. Но из за внутреннего сопротивления чиновников и генерал-губернатора Кауфмана архиерейская кафедра вплоть до 1916 года располагалась не в Ташкенте, а в г. Верном.

Русская Православная Церковь

Территория Узбекистана входит в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви (МП). Епархия была основана в 1871 году как «Туркестанская» и включала в себя территорию Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана - в настоящее время на территории этих государств существуют самостоятельные епархии. Православные соборы расположены в Ташкенте и Самарканде.

С июля 2011 года правящий архиерей - митрополит Викентий (Морарь).

Ташкентская и Узбекистанская епархия состоит из 5 благочиний и 35 приходов, покрывающих всю территорию Республики Узбекистан и включает в себя более 50 храмов и молельных домов.

На территории епархии выпускается православный журнал «Восток свыше», газета «Слово жизни».

На территории епархии находятся: мужской Свято-Троице-Георгиевский монастырь (г. Чирчик) и женский Свято-Троице-Никольский монастырь (г.Ташкент).

В Ташкенте с 1996 года работает Ташкентская духовная семинария - высшее духовное учебное заведение Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей. Действуют пастырско-богословское и катехизаторское (женское) отделения.

Святые

  • св. ап. Фома
  • св. ап. Андрей Первозванный

Святыни

Кафедральный Успенский собор Русской Православной Церкви:

  • «Иверская» икона Божией Матери.

Александро-Невская церковь Русской Православной Церкви на Боткинском кладбище:

  • архим. Борис (Холчев) (чтимая могила около храма).

САМАРКАНД. Мавзолей Ходжа-Дониёр (принадлежит мусульманам). Мощи:

  • прор. Даниил (рука).

Храмы

  • Храм Успения Пресвятой Богородицы (Алмалык)
  • Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Ангрен)
  • Храм Всех Святых (Андижан)
  • Храм Николая Чудотворца (Андижан)
  • Храм Святого Сергия Радонежского (Андижан)
  • Храм Апостола Фомы (Ахангаран)
  • Храм Сретения Господня (Бекабад)
  • Храм Архангела Михаила (Бухара)
  • Храм Святого Александра (Бухара)
  • Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Газалкент)
  • Храм Николая Чудотворца (Гулистан)
  • Храм Николая Чудотворца (Джизак)
  • Храм Архангела Михаила (Жамбул)
  • Храм Казанской иконы Божией Матери (Коканд)
  • Храм Святого Николая Чудотворца (Коканд)
  • Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены (Коканд)
  • Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Красногорск)
  • Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского (Кувасай)
  • Храм преподобного Сергия Радонежского (Навои)
  • Храм Архангела Михаила (Наманган)
  • Храм Архистратига Михаила (Наманган)
  • Храм Александра Невского (Самарканд)
  • Храм Георгия Победоносца (Самарканд)
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Самарканд)
  • Храм Святого Георгия Победоносца (Самарканд)
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Сырдарья)
  • Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Ташкент)
  • Железнодорожный Благовещенский храм (Ташкент)
  • Кадетский корпус (Ташкент)
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ташкент)
  • Храм Святого Александра Невского при Ташкентской учительской семинарии
  • Храм Святого Владимира (Ташкент)
  • Храм Святого Николая Чудотворца (Ташкент)
  • Храм Святого Сергия Радонежского (Ташкент)
  • Храм Святых Апостолов Петра и Павла (Ташкент)
  • Храм Священномученика Ермогена (Ташкент)
  • Храм Александра Невского (Термез)
  • Храм Иова Многострадального (Ургенч)
  • Храм Александра Невского (Фергана)
  • Храм Николая Чудотворца (Фергана)
  • Храм Преподобного Сергия Радонежского (Фергана)
  • Храм Николая Чудотворца (Хаваст)
  • Храм Николая Чудотворца (Каган)
  • Храм преподобного Александра, игумена Куштского (Янги-Чиназ)
  • Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Янгиюль)
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!